Кто узнал в этих строках нашу программу "Основы"? А наши исторические карточки? А наши тривиум-карты по географии?
Отрывок из воспоминаний Натальи Петровны Грот (1828–1899)
“Способъ воспитанія нашего былъ самый разумный: мы въ первомъ дѣтствѣ всему учились играя, a между тѣмъ незамѣтно пріобрѣтали много познаній. Лучшія тогда появлявшіяся книжки и игры, какъ я уже говорила, присылалъ намъ изъ Петербурга дядя нашъ Василій Николаевичъ Семеновъ, и старшіе всегда заботились, чтобы мы были сколько можно полезно заняты и никогда не оставались съ прислугой. Такъ, мы рано выучились географическимъ названіямъ по прекрасно составленному лото, въ которомъ обдуманно были выбраны только самыя главныя и существенныя имена земель, рѣкъ, городовъ и пр. Было и ариѳметическое лото, по которому мы научались считать и запоминать твердо таблицу умноженія. Въ эти игры взрослые всегда сами играли съ нами, такъ что всякая игра была вполнѣ осмысленна и полезна. Отечественную исторію мы рано узнали по изображеніямъ царей, которыя можно было разставлять. И вотъ мы твердо научились разставлять ихъ по порядку царствованій и могли назвать подрядъ всѣхъ князей и царей отъ Рюрика до Николая Павловича. При этихъ изображеніяхъ, весьма порядочно сдѣланныхъ, были и маленькія книжки съ самымъ краткимъ описаніемъ ихъ царствованій и означеніемъ года рожденія и смерти. Тогда не считалось ошибкой пользоваться свѣжестью дѣтской памяти, чтобы запечатлѣть въ ней то, что потомъ запоминается труднѣе и скорѣе забывается. Кто изъ насъ не испыталъ, что онъ помнитъ гораздо тверже тѣ стихи, которые выучилъ въ раннемъ дѣтствѣ, чѣмъ позже, въ возрастѣ сознательномъ. Нынче же все вниманіе устремлено на такъ называемое развитіе ребенка, то-есть на разсудочный анализъ, на резонерство. Зато какъ часто развитіе это является болѣзненнымъ, старческимъ, a необходимыя познанія нетвердыми. Кромѣ игръ y насъ были стѣнныя карты, рѣка временъ, по которымъ мы любили путешествовать, запоминая географическія и историческій имена и событія. Родители показывали большое участіе ко всякому вновь пріобрѣтаемому нами знанію, и всѣ эти занятія и игры пробуждали въ насъ любознательность и самодѣятельность и приготовляли насъ къ будущему правильному ученью.”
Отрывок из воспоминаний Натальи Петровны Грот (1828–1899) – матери 8-ых детей, писательницы, художницы, переводчика, публициста, супруги вице-президента Российской Императорской Академии наук Якова Карловича Грота. И старшей сестры знаменитого географа, ботаника и исследователя П. П. Сёменова-Тян-Шанского.
К.Я. Грот подготовил рукопись своей матери к печати и опубликовал под названием "ИЗЪ СЕМЕЙНОЙ ХРОНИКИ. ВОСПОМИНАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВНУКОВ НАТАЛIИ ГРОТЪ. Издание семьи" (СПб, изд. Мин. Путей Сообщения, 1900). Это редкое и почти недоступное издание было оцифровано его правнуком Евгением Фёдоровым (© Е. К. Федоров, 2003) и представлено в Интернете для открытого доступа: http://www.ostrov.ca/memoires/npgrot/index.htm