Филолог-классик, доктор философских наук профессор Ю. А. Шичалин пишет : «Греческий и латинский языки – единственные из всех языков, имеющие один свыше двадцати пяти, другой свыше двадцати двух веков непрерывной традиции их изучения и преподавания в качестве «общих» языков европейской культуры, которая мыслится как вселенская».
На протяжении всей истории классического христианского образования древние языки изучались не студентами в университетах, а детьми и подростками, то есть были частью не высшего, а общего образования. Человек, не знавший греческого и латыни, не мог считать себя образованным и не считался таковым в обществе образованных людей.
Вплоть до XX века в России, Европе и США почти не было институтов и университетов, где латынь преподавалась бы «с нуля». Считалось самоочевидным, что абитуриент должен уже владеть этимязыком. Сегодня же он преподается, как правило, лишь студентам, овладевающим узким кругомспециальностей, - филологам, юристам, медикам. Молодые люди, приходящие получать высшее образование, не только не знают латыни, но и не понимают смысла ее изучения. Не правда ли поразительно, что студенты университетов сегодня учат латынь по дореволюционным учебникам… гимназического уровня!
Что же случилось с нашим отношением к образованию? Почему сейчас мы даже не можем понять, что заставляло многие поколения ученых и педагогов ставить древние языки в центр образования? А главное – почему мы не ищем ответа на этот вопрос?
А вопрос ведь очень интересный и актуальный, особенно для тех, кого не устраивает качество всеобщего государственного школьного образования. Введение всеобщего школьного образования в нашей стране и прекращение преподавания древних языков — взаимосвязанные факты. Именно после принудительного введения всеобщего школьного обучения, после 1919 года, эти языки пропали из образовательных программ. Одновременно «пропали» и, в классическом смысле слова, образованные люди
[1].