Краткий обзор
классического образования
в античности
Наталья Геда и академ команда КБ
Мы, родители-участники КБ, хотим поделиться со всеми, кто интересуется классическим образованием, своими наблюдениями и открытиями в области античного педагогического наследия, которые помогли нам гораздо глубже вникнуть в классический метод обучения.

Мы провели наше исследование на уровне рядовых современных образованных родителей, которые знакомятся с книгами уважаемых ученых и сравнивают их с учебными пособиями “Классических бесед.” Выводы, которые мы получили из этого сравнения, помогли нам глубже понять, что такое классический метод и как его применять в условиях современного семейного образования, причем не только детей, но и взрослых. Мы постарались зафиксировать наши наблюдения и выводы таким образом, чтобы они были понятны любому родителю-любителю КО, а не только профессионалам-антиковедам.

В ходе изучения истории классического образования мы были поражены тем, какая огромная работа была проделана основательницей “Классических бесед” Ли Бортинс с реальным историко-культурным материалом, касающимся педагогики античности, Средневековья и Нового времени, как бережно она отнеслась к этому материалу, с какой христианской критичностью она к нему подошла, чтобы очистить от всего вредного, отталкивающего и устаревшего и не потерять ничего по-настоящему значимого и ценного…
Мы начали, разумеется, с изучения работ Аристотеля. Именно Аристотель, как пишет Ли Бортинс, первым в истории античности определил риторику и логику (точнее, аналитику – термин «логика» Аристотель не использовал, он вошел в употребление только в римский период античности) не как предметы со специфическим содержанием, а как инструменты аналитического мышления и убедительного выражения своих мыслей. В правильности этого утверждения Ли можно легко убедиться, почитав труды самого Аристотеля [1]; недаром корпус его работ, посвященных логике, был назван в Средние века «Органон» – то есть, инструмент, орудие, метод! Андроник Родосский, последователь и первый издатель текстов своего учителя, даже поместил их в самом начале «Корпуса Аристотеля» и назвал «инструментальными книгами» [2], дающими ключ ко всем остальным текстам.

Далее, нам было интересно сравнить общее понимание классического образования у Ли Бортинс и у известных в России выдающихся ученых. Для этого мы обратились к таким работам, как:
  1. трехтомный труд немецкого филолога-классика Вернера Йегера «Пайдейя. Воспитание античного грека» [3], переведенный с немецкого профессором А. Любжиным;
  2. двухтомник французского христианского исследователя истории античности и раннего христианства Анри-Ирене Марру «История воспитания в античности» [4] (в переводе М. Сокольской, А. Любжина, А. Пахомовой; в русском переводе доступен, к сожалению, только первый том, охватывающий греческую и эллинистическую модель классического образования).
  3. монография советского исследователя античного образования Г. Жураковского “Очерки по истории античной педагогики” [5].
  4. главы об античной педагогике из учебного пособия для вузов советского автора А. Джуринского “История педагогики” [6].
Изучив эти источники, мы увидели, что все они излагают историю античного образования (для нас — античного периода классического образования) примерно одинаково, с разными акцентами и подробностями.

Книги Вернера Йегера и Анри-Ирене Марру описывают древнегреческую “пайдейю” как методологический комплекс идей, инструментов, формы и содержания воспитательного процесса, который, собственно, позже и будет назван «классическим образованием». Разумеется, можно не согласиться и с ними и продолжать утверждать, что классическое образование в современном понимании не имеет прямого отношения к античной пайдейе, но для этого нужно оспорить аргументы обоих этих признанных исследователей античности на основе фактов, противоречащих их интерпретации. Во всяком случае, нас эти книги убедили в том, что классический метод, предложенный Ли Бортинс, не исчерпывается ее обращением к некоторым идеям Аристотеля, а базируется на понятии античной (если совсем точно, эллинистической) пайдейи целиком, в чем вы сами сможете убедиться, ознакомившись с нашим “Кратким обзором образования в античности”. При этом книга Марру нам понравилась значительно больше, чем книга Йегера, с чем и связан тот факт, что основное содержание нашего исследования истории классического образования в античности представляет собой, по сути, краткий конспект книги французского исследователя с незначительными вкраплениями цитат из других источников.[7] Каждая цитата (указанная в кавычках) снабжена указанием на саму работу, на ее автора и номер страницы, откуда цитата взята. Некоторые элементы изложения не заключены в кавычки, поскольку представляют собой наш пересказ больших фрагментов исходного текста. Мы выбирали из текста Марру те фрагменты, которые показались нам наиболее точно подтверждающими известную по методологии “Классических бесед” модель классического христианского образования.

Почему книга Марру нам понравилась больше других и именно ее мы избрали для нашего конспекта? Во-первых, трактовка концепции античной пайдейи у Йегера показалось нам более «авторской» и куда более спорной, чем описание Марру. Создалось впечатление (вполне обоснованное с точки зрения нашего собственного педагогического опыта), что Йегер местами весьма предвзят в своей интерпретации. Когда мы начали разбираться, откуда взялось это ощущение, выяснилось то, что Вернер Йегер – не просто филолог-исследователь и энтузиаст античной культуры и образования, а вдохновитель и прародитель т.н. «Третьего гуманизма» [8] – одной из идеологических составляющих доктрины «Третьего Рейха» (хотя сам Йегер не был нацистом, не сотрудничал с Гитлером и даже эмигрировал из Германии в начале 30-х годов). Однако, читая его «Пайдейю», сложно избавиться от ощущения, что он восхищается всем комплексом античной культуры, даже теми ее составляющими, которые никак не могут быть ориентиром и идеалом для современных родителей с христианским мировоззрением – таковы, к примеру, античное рабовладение (для Йегера античная культура – это во многом «культура господ»), античная ксенофобия, спартанская евгеника (во многом близкая евгенике гитлеровской Германии) и т.д. и т.п. Во-вторых, при всем блеске Йегеровской мысли, читать его книгу не очень приятно и довольно утомительно (приходится в уме все время спорить с автором), поэтому мы решили ограничиться обзором только книги Марру, «История воспитания в античности». Его труд вышел после трехтомника Йегера и, как нам показалось, во многом является полемикой с ним. И, в- третьих, что важно – книга Марру написана христианином, чьи взгляды на образование близки нашим собственным.

Итак, мы не просто изучили, но законспектировали исследование Марру (прочитать которое целиком мы рекомендуем всем родителям, выбравшим для своих детей образование по программе «Классические беседы») и убедились, что содержание античного воспитания в том виде, в каком оно изложено в этой книге, имеет сходство с методологией программы «Классические беседы» – причем не просто «в общем и целом», а в деталях! По ходу знакомства с книгой Марру, особенно второй ее частью, описывающей систему эллинистического классического образования, мы не раз останавливались с удивительным чувством узнавания и понимания – так вот почему «Основы» именно такие! Это же εγκύκλιος παιδεία (ἐν (en, “в”) +‎ κύκλος (kúklos, “круг”) +‎ -ῐος (-ios) + παιδος (paidos, «ребенок»), то есть цикличное/спиральное/круговое образование) в античном понимании! Вот почему на первой ступени “Классических бесед” делается такой упор на запоминание – на этом же методическом приеме основана вся начальная ступень античной грамматической школы, и вот почему математика на уровне «Основ» и «Ключей» такова! Вот почему курсы «Структура и стиль», «Уроки развития речи» и «Утраченные инструменты письма» именно таковы – в них местами буквально воспроизводятся методические приемы античных грамматистов и риторов! Вот почему в программе делается такой упор на словесность, а не на математику и технику (хотя математикой КБ настойчиво рекомендует заниматься дома каждый день)!
Чтобы сделать наше сравнение более наглядным, мы свели все важные для нас элементы античного классического образования в специальную таблицу, которую приводим ниже. В ней мы устанавливаем соответствие этих элементов элементам программы «Классические беседы». В этой же таблице приведены и номера страниц в нашем исследовании (доступ к которому указан по ссылке выше), где вы сможете найти более развернутое описание этих элементов.

Позвольте на этом закончить наше вступление. Мы надеемся продолжить наши исследования и обратиться к истории классического образования в Средние века и эпоху Возрождения, а также Новое и Новейшее время. А пока пожелаем всем нам приятного погружения в мир античной педагогики, тем более, что оно позволяет сделать невероятно много интересных и полезных открытий для всех практиков классического семейного образования!

Таблица А. Соотношение элементов античного классического образования и программы «Классические беседы»
Ссылки:
[1] А.А.Тахо-Годи. Античные риторики. стр.19
[2] «Органон» — статья из «Новой философской энциклопедии» электронной библиотеки ИФ РАН: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASHec864c32308ba71ae4f8ec
[3] http://www.sno.pro1.ru/lib/jager/index.htm
[4] http://www.sno.pro1.ru/lib/marru/index.htm
[5] http://elib.gnpbu.ru/text/zhurakovsky_ocherk-po-istorii-antichnoy-pedagogiki_1963/fs,1/
[6] http://pedlib.ru/Books/6/0461
[7] Цитат из двух последних книг в нашем конспекте нет, потому что они не вносят в общую картину ничего принципиально нового или противоречащего с изложением Марру, выбранного нами в качестве основного источника благодаря исчерпывающей систематичности описания античной педагогики этим французским исследователем.
[8] «Третий гуманизм» А. А. Россиус – статья из «Новой философской энциклопедии» в 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. (режим доступа — https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/9243/%E2%80%9C%D0%A2%D0%A0%D0%95%D0%A2%D0%98%D0%99)
[9] Связь между названием античной начальной школы и первой ступенью программы «Классические беседы» — не прямая, а опосредованная. Авторы статьи не утверждают, что Ли Бортинс напрямую заимствовала название античной начальной формы обучения для названия первого дидактического этапа программы «Классические беседы» (оно заимствовано из эссе Д. Л. Сейерс). И сама Сейерс заимствовала его из средневекового Тривиума, а не из античности. Однако в средневековый Тривиум это понятие попало из античности, и обозначало именно основы любого познания, включающего, в первую очередь (но не исключительно) изучение латинской грамматики. Об этом мы поговорим позже, когда поделимся с вами нашими исследованиям в области средневекового образования.
[10] Эти 7 предметных областей не совпадают с классическими septem artēs līberālē, поскольку соответствуют потребностям современного образования, а не являются реконструкцией античного или средневекового.
[11] При этом, разработчики рекомендуют заниматься математикой дома по любой выбранной программе в соответствии с целями образования конкретного ребенка, поставленными родителями.
[12] Что никак не помешало Ли Бортинс включить логический этап в свою программу – следуя за рассуждениями Сейерс, комментирующей средневековый Тривиум


Made on
Tilda