То, что я, чей опыт преподавания чрезвычайно ограничен, осмеливаюсь обсуждать вопросы образования, едва ли требует оправданий. Нынче общественное мнение к этому только благоволит. Епископы высказывают свои суждения об экономике, биологи – о метафизике, химики-неорганики – о теологии; совершенно неподходящие люди назначаются на самые ответственные посты, а необразованные простаки пишут в газеты о том, что Эпстайн с Пикассо не умеют рисовать. В известных пределах и при условии, что критике сопутствует разумная доля скромности, все это достойно похвалы. Излишняя специализация вредит. Есть и еще одна причина, почему даже абсолютный дилетант может считать себя вправе высказываться на тему образования. Ведь хотя и не все из нас профессиональные учителя, все мы когда-то были учениками. И даже если мы особенно ничему и не научились – возможно даже, особенно если это так, – наше участие в дискуссии может быть очень ценным.
Однако в высшей степени маловероятно, что предлагаемые мною реформы будут когда-либо осуществлены. Ни родители, ни учебные заведения, ни экзаменационные комиссии, ни министерства образования никогда их не поддержат. Ибо эти реформы сводятся к следующему: чтобы наше общество состояло из образованных людей, готовых отстаивать свою интеллектуальную свободу, защищая ее от давления современного общества, мы должны повернуть колесо прогресса вспять на четыре или пять веков, к тому моменту, когда образование только начало терять свои истинные цели, то есть к концу Средневековья.
Перед тем, как отмахнуться от меня, поставив перед этим подходящий на ваш взгляд диагноз – реакционер, романтик, ретроград, laudator temporis acti (воспеватель прошлого) или навесив еще какой-нибудь ярлык, я попрошу вас поразмыслить над несколькими вопросами, которыми, возможно, все мы в глубине души задаемся и которые иногда всплывают на поверхность и беспокоят нас.
Если мы подумаем о том, в каком необыкновенно юном возрасте молодые люди поступали в университеты, скажем, во времена Тюдоров, а окончив обучение, считались вполне способными отвечать за ведение собственных дел, нас одновременно посетит и мысль о том, насколько необходимо искусственное продление периодов интеллектуального детства и отрочества далеко за пределы физического взросления. Оттягивание наступления возраста ответственности на более позднее время грозит возникновением множества психологических сложностей, которые, хотя и могут представлять интерес для психиатров, едва ли благотворны как для самого человека, так и для общества. Существует шаблонный аргумент в пользу продления срока обучения и увеличения в связи с этим возраста выпускника средней школы: сейчас объем знаний, которые ученик должен получить за этот период, куда как больше, чем в Средневековье. Это отчасти верно, но не вполне. Современные мальчики и девочки, несомненно, изучают гораздо больше предметов – но всегда ли это означает, что они в итоге знают больше?
Вам никогда не казалось странным или плачевным, что сейчас, когда процент общей грамотности в Западной Европе выше, чем когда-либо, люди подвержены влиянию рекламы и массовой пропаганды в неслыханной и невообразимой в прежние времена степени? Возможно, вы считаете, что можно объяснить это тем, что прессе, радио и другим средствам массовой информации стало проще распространять пропаганду среди широких масс. Но не появлялось ли у вас неприятного подозрения, что, возможно, продукт современных методов образования стал настолько плох, что люди могли бы и лучше отличать факт от мнения и доказанное от возможного?
Когда вы прислушивались к спору взрослых и, как предполагается, ответственных людей, случалось ли вам раздражаться удивительной неспособностью среднестатистического спорщика говорить по существу или опровергать и доказывать несостоятельность оппонентов? Или размышляли ли вы когда-нибудь о чрезвычайно высоком содержании не относящихся к делу тем, плодящихся на собраниях, и о величайшей редкости людей, способных исполнять роль их председателей? И когда вы думаете об этом и о том, что большинство общественных вопросов у нас решаются в ходе споров и собраний, не становится ли вам иногда слегка не по себе?
Замечали ли вы когда-нибудь, что во время дискуссии в газете или в другой прессе авторы часто не способны дать определения используемым ими терминам? Или как часто, когда один человек все-таки дает определение своим терминам, другой в своем ответе предполагает, что тот использовал их в смысле, диаметрально противоположном уже определенному? Испытывали ли вы когда-нибудь легкое беспокойство от засилья небрежного синтаксиса? И, если так, беспокоит ли вас в нем просто недостаточная ясность или то, что это может вызывать опасное недопонимание?
Сталкивались ли вы когда-нибудь с тем, что молодые люди, окончив школу, не только быстро забывают большую часть того, что они там изучили (что ожидаемо), но также и забывают или обнаруживают, что вообще никогда не знали, как самостоятельно изучать что-то новое? И не слишком ли часто в жизни встречаются взрослые люди, как мужчины, так и женщины, которые не способны отличить серьезную научную, хорошо написанную книгу от той, что для образованного человека таковой не является? Или такие люди, которые не в состоянии воспользоваться библиотечным каталогом? Или которые, столкнувшись со справочником, обнаруживают любопытную неспособность извлечь из него относящуюся к интересующему их вопросу информацию?
А бывало ли, что вы сталкивались с такими людьми, для которых на протяжении всей их жизни некий «предмет» всегда оставался «предметом», водонепроницаемыми переборками отделенным от других «предметов», и потому им крайне нелегко было увидеть связь между, к примеру, алгеброй и детективами, захоронением отходов и ценой на лососину или, в более общем смысле, между такими сферами знаний, как философия и экономика, или химия и искусство?
Не беспокоит ли вас, что именно одни взрослые мужчины и женщины пишут для других взрослых мужчин и женщин? Известный биолог в одной еженедельной газете пишет, что «аргументом против существования некоего Творца является то, что точно такие же изменения, какие возникают в результате естественного отбора, могут быть по желанию воспроизведены в условиях фермерского хозяйства» (кажется, он выразился еще сильнее, но поскольку я, к сожалению, потеряла цитату, я воспроизвела его высказывание, передав смысл, но в более мягкой форме). Когда слышишь подобное, невольно хочется сказать, что это, скорее, аргумент в пользу существования «некоего Творца». На самом деле это, конечно, не доказывает ни первого, ни второго. Всё, что он подтверждает, это то, что одни и те же изменения можно объяснить одними и теми же действующими причинами (рекомбинация хромосом путем межпородного скрещивания и т.д.) – точно так же, как одних и тех же нот достаточно и для того, чтобы сыграть «Лунную сонату» Бетховена, и для того, чтобы кошка, ходящая по клавишам пианино, исполнила свой «концерт». Однако выступление кошки не доказывает, но и не опровергает существование Бетховена; всё, что может подтвердить этот биолог своим утверждением, это то, что он не способен отличить действующую причину от конечной.
А вот выдержка из статьи, напечатанной в не менее авторитетном источнике – литературном приложении «Таймс»: «Французский ученый Альфред Эпина отметил, что некоторые животные (например, муравьи и осы) могут бороться с ужасами жизни и смерти только вместе со своим сообществом». Я не знаю, что на самом деле сказал этот француз, но сказанное англичанином определенно бессмысленно. Мы не можем знать, что именно муравей признает ужасным в своей жизни, и вообще способен ли он на это, или в каком смысле оса, придавленная вами на оконном стекле, «борется» или «не борется» с ужасами смерти. Темой статьи было коллективное человеческое поведение, и здесь мотивы, которыми руководствуется человек, были незаметно перенесены с основного тезиса на пример, призванный его подтвердить. Так что в результате аргумент принимает за данность то, что он сам же должен был доказать – факт, который немедленно стал бы очевидным, будь он представлен в виде формального силлогизма. Это лишь один, первый попавшийся пример порока рассуждения, испортившего немало книг – в особенности книг о метафизике, написанных учеными.
Другая цитата из того же номера литературного приложения удачно подходит для завершения этой подборки тревожных мыслей. На этот раз из обзора «Некоторые задачи образования» сэра Ричарда Ливингстона: «Читателю неоднократно напоминают о ценности интенсивного изучения по крайней мере одного предмета для того, чтобы постичь “смысл знания”, и о том, что для его обретения необходимы усилия и упорство. Однако же, несмотря на это, общепризнанным является огорчительный факт: человек может быть знатоком в одном вопросе, совсем не разбираясь при этом в чем-либо еще. Он помнит, чему научился, но напрочь забыл, как он это сделал».
Обратите внимание на последнее предложение: «Он помнит то, чему научился, но напрочь забыл, как он это сделал». Именно эта фраза прекрасно объясняет тот самый «огорчительный факт», что интеллектуальные навыки, полученные нами в ходе образовательного процесса, не переносимы на предметы, отличные от тех, в рамках изучения которых мы их обрели.
Не в том ли колоссальный дефект нашей современной системы образования? Дефект, прослеживаемый во всех упомянутых мною тревожных признаках проблемы. Хотя мы часто успешно преподаем нашим ученикам «предметы», научить их мыслить целостно мы, к сожалению, не способны: они учатся всему, кроме искусства учебы. Это можно сравнить, например, с тем, чтобы заставить ребенка выучить и механически проигрывать на пианино «Гармонического кузнеца» Генделя, но при этом не научить его перед этим даже играть гаммы, не говоря уже об изучении нотной грамоты. Так что ребенок может, конечно, «вызубрить» «Гармонического кузнеца», но едва ли в дальнейшем он сможет играть такие произведения, как «Последняя роза лета». В некоторых видах искусства и ремесла мы иногда именно этим и занимаемся: требуем от ребенка «выразить себя» в рисовании до того, как научим его обращаться с кисточкой и красками. Есть мнение, что это правильный подход к освоению чего-либо. Однако стоит только понаблюдать за опытными мастерами, и станет ясно, что они никогда не используют подобный подход, приступая к работе с новым для них материалом. Имея за плечами опыт, мастер знает, как экономить усилия и с чего лучше начинать работу. Он берет ненужный кусок материала и «прикидывает» с его помощью, как выполнить работу так, чтобы «почувствовать инструмент».
Давайте теперь рассмотрим средневековую схему образования – силлабус, то есть учебный план школы. Пока нам не важно, для кого он был составлен: для маленьких детей или для более взрослых учеников. Также пока не важно и то, сколько времени отводилось на его прохождение. Главное для нас – понять цель средневекового образовательного процесса, а также то, какова была последовательность ее достижения.
Силлабус подразделялся на две части – тривиум и квадривиум. Вторая часть – квадривиум – состояла из «предметов», и пока нам не важна. Нас интересует состав тривиума, предшествовавшего квадривиуму и являвшегося для него подготовительной дисциплиной. Тривиум состоял из трех частей: грамматики, диалектики и риторики – именно в такой последовательности.
Первое, что мы замечаем, – это то, что две из этих трех частей мы бы вовсе не назвали «предметами»: это всего лишь методы овладения предметами. Грамматика, конечно, является «предметом» в том смысле, что она определенно означает изучение языка – в те времена этим языком была латынь. Но сам язык является всего лишь средством выражения мысли. Весь тривиум фактически был призван научить правильному использованию инструментов учебы, прежде чем начать применять их к «предметам». Первым делом ученик овладевал языком; конечно, гораздо глубже, чем нужно для того, чтобы сделать заказ в ресторане, говоря на иностранном языке: он изучал структуру одного языка и тем самым язык вообще – что он есть, из чего состоит, как функционирует. Далее он учился пользоваться языком: определять термины и точно формулировать свои мысли, выстраивать аргументы и находить в них ошибки – диалектика включала в себя логику и искусство спора. Наконец, он учился выражать себя с помощью языка – говорить ясно и убедительно.
По окончании этого курса ученик должен был написать сочинение на заданную или свободную тему и защитить его от критики со стороны оппонентов. К этому моменту он уже должен был уметь не только писать сочинения, но и внятно и вразумительно говорить, выступая перед публикой, и не теряться, когда его речь прерывают замечания и комментарии. Также он должен был быть готов к непростым вопросам по своей работе от тех, кто уже прошел испытание дебатами.
Конечно, какие-то остатки этой средневековой традиции сохранились в современном образовании, даже лучше сказать, были возрождены. При изучении иностранного языка по-прежнему требуется некоторое знание грамматики или, правильней было бы сказать, «снова требуется», ибо, когда я сама училась, преподавание склонений и спряжений не считалось необходимым: предполагалось, что все это постепенно запомнится само собой. Сегодня процветают школьные дискуссионные клубы, пишутся сочинения, делается акцент на необходимости самовыражения, возможно, даже чрезмерный. Все то, что было ключевым в средневековой школе, сегодня находится в некотором обособлении от образования в целом и является лишь частями различных специальных предметов, где эти части не образуют единую связную схему умственной тренировки, по отношению к которой все «предметы» должны бы находиться в подчиненном положении. «Грамматика» имеет отношение, как правило, лишь к сфере изучения иностранных языков, а написание сочинений – к родному языку, диалектика же оказалась почти полностью отделена от остального учебного плана и зачастую практикуется несистематически и факультативно как отдельная дисциплина, не имеющая связи с образовательным процессом в целом. Подводя итог, можно сказать, что огромная разница между двумя концепциями образования сводится к следующему: современное образование сосредоточено на «преподавании предметов», оставляя учащегося схватывать метод мышления, аргументации и выражения своих умозаключений по ходу дела; средневековое же образование было сосредоточено в первую очередь на формировании инструментов учебы и обучении обращению с ними на материале любой дисциплины: нужно было практиковаться на нем, пока инструмент не станет второй натурой человека, овладевающего им.
Естественно, в школе должны быть какие-то «предметы». Невозможно овладеть теорией грамматики, не изучив реальный язык, или научиться публично выступать и приобрести навыки аргументации, не умея рассуждать на какую-либо конкретную тему. В Средние века темы дебатов обычно выбирались из области богословия, этики или древней истории. Они, конечно, часто повторялись, постепенно превращаясь в избитые шаблоны, особенно ближе к концу этого периода, так что притянутые за уши и надуманные нелепости схоластических споров раздражали Мильтона, да и по сей день дают повод для насмешек. Не хочу обсуждать, были ли эти темы более банальными или шаблонными, чем современные темы для сочинений, например, «Как я провел каникулы» и тому подобное. Но большинство насмешек неуместны, так как давно утрачено понимание смысла и цели оспариваемых высказываний.
Однажды в телевизионной дискуссии некий речистый докладчик повеселил аудиторию (и довел покойного Чарльза Уильямса до бессильной ярости), заявив, что предметом веры в Средние века было знание того, сколько архангелов могут плясать на кончике иглы. Надеюсь, не нужно говорить, что это никогда не было «предметом веры»; этот вопрос использовался всего лишь для упражнения в дебатах, темой которых являлась природа ангелов: были ли они материальны, и если так, то сколько места в пространстве они занимали. Ответ, обыкновенно, как я полагаю, считающийся верным, на этот вопрос таков: это чистый разум, не материальный, хоть и ограниченный, так что он может иметь местоположение в пространстве, но не протяженность (то есть не может занимать его собой). Можно провести аналогию с человеческой мыслью, которая так же ограничена и нематериальна. Так что, если ваши мысли сосредоточены на чем-то – например, на том же кончике иглы – они находятся «там» в том смысле, что именно там, а не где-то еще, но, хотя они там и «находятся», они не занимают там места, и ничто не может помешать бесконечному количеству мыслей разных людей одновременно сосредоточиваться на кончике одной и той же иглы. Истинным предметом спора, таким образом, является различие между местоположением и протяженностью в пространстве, рассмотренное на примере природы ангелов (хотя таким примером может быть все, что угодно). Практический урок этого спора в том, что не следует использовать такие слова, как «там», не уточняя, имеете ли вы в виду просто «находиться там» или «занимать там место».
Бесчисленные потоки презрения были вылиты на средневековую страсть к рассмотрению деталей, но, когда мы смотрим на бесстыдное злоупотребление словами на страницах газет или с трибун, на противоречивые выражения с непостоянными и двусмысленными коннотациями, в сердце закрадывается желание, чтобы каждый читатель или слушатель был достаточно вооружен и защищен своим образованием, чтобы воскликнуть: «Distinguo!» – «Позвольте, но следует провести различие!» Ибо в современном обществе, где защита нужна как никогда, мы бросаем наших юношей и девушек совершенно безоружными.
Научив их читать, мы оставляем их на милость печатного слова. Даже если предположить у них отвращение к чтению, мы не обезопасили их от бесконечной атаки слов, так как изобрели кино и радио. Они не понимают значений слов; не знают, как парировать кому-то словесно, как притупить или отразить слова; они становятся жертвами слов эмоционально, и это вместо того, чтобы быть их хозяевами интеллектуально. А мы, которые были так возмущены тем, что в 40-е годы людей посылали сражаться против танков с одними только винтовками, не возмущаемся теперь, что нынешнюю молодежь посылают в мир, где им придется противостоять массовой пропаганде, и при этом они будут вооружены лишь поверхностными знаниями кучки «предметов», и имеем наглость удивляться, когда умелые ораторы гипнотизируют целые нации. Мы произносим пустые речи о значении образования и изредка вносим на него небольшие суммы; мы увеличиваем продолжительность школьного обучения и планируем строить еще более просторные, лучшие школы; учителя надрываются в рабочие часы и после школы; и тем не менее я полагаю, что эти усилия напрасны, потому что мы утратили инструменты учебы и без них выполняем нашу работу небрежно и не до конца.
Что же нам делать? Вернуться в Средневековье мы не можем. Но так ли уж не можем? Distinguo. Хотелось бы, чтобы каждый элемент этого утверждения был определен. Означает ли «возвращение» поворот истории вспять – или пересмотр ошибок? Первое, понятно, невозможно; второе – это то, что любой умный человек делает каждый день. «Не можем» – означает ли это то, что наше поведение необратимо пред-определено, или лишь то, что подобное действие будет весьма затруднительным в свете критики, которую оно вызовет? Очевидно, что двадцатый век – не четырнадцатый, и не может им быть. Но если «Средневековье» в данном контексте – просто образное выражение, обозначающее особый метод образования, a priori нет причин, по которым мы не могли бы «вернуться» к нему – с соответствующими изменениями – так же, как мы уже «вернулись» с изменениями к, скажем, постановке пьес Шекспира такими, какими он их задумал, в противоположность «модернизированным» версиям Сиббера и Гаррика, казавшимся в свое время новейшим словом в развитии театрального искусства.
Давайте развлечения ради представим, что такой прогрессивный поворот истории вспять возможен. Допустим, что не существует никаких властей в сфере образования, а у нас есть милая маленькая школа, где учатся девочки и мальчики, которых мы в качестве эксперимента подготовим к интеллектуальной борьбе в соответствии с намеченными нами целями. Наделим их исключительно понимающими родителями, наберем в нашу школу учителей, в совершенстве знакомых с целями и методами тривиума и полностью согласных с ними. У нас будет достаточно просторное здание и достаточный педагогический штат, чтобы обустроить небольшие классы для эффективного обучения. В заключение назначим экзаменационную комиссию, готовую и способную проверять данное нами образование. Приготовившись таким образом, попробуем сделать набросок учебного плана – современного тривиума «с изменениями» – и посмотрим, что из этого выйдет.
Но для начала решим, какого возраста должны быть дети? Если обучать их на новый лад, то лучше, если им не придется переучиваться; к тому же полезное дело невозможно начать слишком рано, да и тривиум по своей природе – не обучение, а лишь подготовка к нему. Таким образом, детей мы будем брать еще «зелеными», владеющими лишь навыками чтения, письма и счета.
Признаюсь, что мои взгляды на детскую психологию нельзя назвать ни традиционными, ни просвещенными. Вспоминая себя в детстве (ибо я сама – тот ребенок, с которым я лучше всего знакома, и единственный, про которого могу сказать, что знаю его изнутри), я различаю три стадии развития. Их я с ходу назвала бы так: Попугай, Спорщик и Поэт. В возрасте Попугая легко дается заучивание наизусть, да и в целом этот процесс доставляет удовольствие, тогда как рассуждение трудно и в целом приносит мало радости. В этом возрасте один ребенок быстро запоминает форму и внешний вид предметов, другой любит зачитывать вслух номера на машинах, третий обожает декламировать стихи, и ему нравится раскатистое звучание непонятных многосложных слов, четвертый просто любит коллекционировать разные вещи. Ребенку в возрасте Спорщика свойственны дух противоречия, дерзость, стремление подловить кого-нибудь (особенно взрослых) и страсть к головоломкам. Проблем у родителей с детьми такого возраста, который обычно начинается где-то в четвертом классе, немало. Возраст Поэта, следующий за ним, известен как «трудный» возраст. Ребенок сосредоточен на самом себе, жаждет самовыражения, ему кажется, что его не понимают, он беспокоен и стремится к независимости. Если у него есть хорошие наставники, то он демонстрирует первые шаги в творчестве, тягу к синтезу накопленных знаний и осознанное стремление заниматься чем-то одним, максимально глубоко изучая этот предмет и предпочитая его всем прочим. Мне кажется, что схема тривиума исключительно удачно соответствует этим трем возрастам: грамматика – Попугаю, диалектика – Спорщику, а риторика – Поэту.
Начнем с грамматики. Практически это означает грамматику конкретного языка, и это должен быть синтетический язык*. С аналитическими языками справиться гораздо сложнее, если не иметь опыта знакомства с диалектикой. К тому же аналитический язык можно объяснить с помощью синтетического, тогда как для объяснения синтетического языка от аналитического мало проку. Так что я сразу же и весьма уверенно скажу, что лучшей базой для образования является латинская грамматика. Я говорю так не потому, что латынь – традиционная и средневековая, а потому, что даже рудиментарное знание латыни делает изучение почти любого другого предмета как минимум вдвое проще. Это ключ к лексике и структуре всех германских языков, а также к терминологии всех наук и к литературе всей Средиземноморской цивилизации вкупе со всеми ее историческими документами.
Те, чье педантичное предпочтение живых языков заставляет их лишать учеников всех упомянутых преимуществ, могут заменить латынь русским, чья грамматика еще проще**. Русский, конечно, весьма полезен для изучения других славянских языков. То же можно сказать и о древнегреческом. Но мой личный выбор – латынь. Ублажив, таким образом, сторонников изучения классических языков, поспешу ужаснуть их, добавив, что не считаю ни разумным, ни необходимым укладывать учеников на прокрустово ложе латыни эпохи Августа с ее весьма сложными и искусственными формами поэзии и риторики. Постклассическая и средневековая латынь, которая оставалась разговорным языком вплоть до конца эпохи Возрождения, проще и во многих отношениях живее; а ее изучение помогает развеять распространенный миф о том, что образование и литература исчезли с рождением Христа и вновь появились только после закрытия монастырей*.
Латынь нужно начинать изучать как можно раньше: в то время, пока большое количество окончаний кажется не более удивительным, чем любое другое явление в этом удивительном мире; и пока монотонный повтор латинских спряжений «amo, аmas, amat» так же приятен, как повтор считалки «Эни бени рики таки…».
В этом возрасте стоит развивать ум не только с помощью латыни. Наблюдательность и память в этот период работают активнее всего, и, если нужно изучать современный иностранный язык, самое время начинать, прежде чем лицевые и умственные мышцы станут противиться чужим, незнакомым интонациям. Так, например, вместе с латинской грамматикой можно также осваивать разговорный французский или немецкий язык.
Можно учить наизусть произведения поэзии и прозы на родном языке, наполняя память ученика всевозможными историями: классическими мифами, европейскими легендами и т. д. Не стоит сразу заставлять читать классические произведения и шедевры литературы древности в оригинале, ведь в конечном счете это может вызвать даже отвращение. Так поступали в средневековые времена, практикуясь в грамматике – это было ошибкой, которую не следует повторять сегодня. Все это вполне можно изучать на родном языке, а к оригиналам переходить на последующих этапах. Следует также практиковаться в чтении вслух, индивидуальном или хоровом, ведь нельзя забывать, что мы закладываем фундамент для изучения искусства дебатов и риторики.
Грамматика истории, думаю, должна состоять из дат, событий, коротких историй и рассказов об исторических деятелях. Набор дат, который послужит основой для усвоения всех изученных в дальнейшем исторических сведений, окажется существенным подспорьем в обретении видения истории в перспективе. Не так уж важно, какие именно выбрать даты, вполне подойдут годы правления английских королей при условии, что рассказ о них будет дополнен фотографиями с изображениями костюмов, архитектуры и иных повседневных вещей, так что одно лишь упоминание даты станет вызывать яркую образную ассоциацию с этим периодом.
География также будет представлена в своем фактологическом аспекте: с картами, рассказами о природных явлениях и визуальным представлением обычаев, костюмов, флоры и фауны и т.д. Я убеждена, что считающееся старомодным и потому поставленное под сомнение заучивание названий столиц, рек, гор и т.п. не повредит. Хорошо, если дети будут собирать марки.