ВАЖНЕЙШАЯ СТАТЬЯ О КЛАССИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Если мы подумаем о том, в каком необыкновенно юном возрасте молодые люди поступали в университеты, скажем, во времена Тюдоров, и считались, таким образом, способными нести ответственность за свои дела, будем ли мы так уж довольны отличающим нашу эпоху искусственным продлением интеллектуального детства и отрочества далеко за пределы физического взросления? Откладывание принятия ответственности на позднейшее время приносит с собой ряд психологических сложностей, которые, хотя и могут быть небезынтересными для психиатров, едва ли благотворны как для самого человека, так и для общества. Шаблонный аргумент в пользу увеличения стандартного возраста выпускника средней школы и удлинения периода обучения – сейчас приходится изучать куда как больше, чем в Средневековье. Это отчасти верно, но отнюдь не совсем. Современные мальчики и девочки, несомненно, изучают гораздо больше предметов – но всегда ли это означает, что они в действительности узнают больше? ....

Краткий обзор классического образования в античности
Мы, родители-участники КБ, хотим поделиться со всеми, кто интересуется классическим образованием, своими наблюдениями и открытиями в области античного педагогического наследия, которые помогли нам гораздо глубже вникнуть в классический метод обучения. Мы провели наше исследование на уровне рядовых современных образованных родителей, которые знакомятся с книгами уважаемых ученых и сравнивают их с учебными пособиями “Классических бесед.” Выводы, которые мы получили из этого сравнения, помогли нам глубже понять, что такое классический метод и как его применять в условиях современного семейного образования, причем не только детей, но и взрослых. Мы постарались зафиксировать наши наблюдения и выводы таким образом, чтобы они были понятны любому родителю-любителю КО, а не только профессионалам-антиковедам.
Кто узнал в этих строках нашу программу "Основы"? А наши исторические карточки? А наши тривиум-карты по географии?
Отрывок из воспоминаний Натальи Петровны Грот (1828–1899)
“Способъ воспитанія нашего былъ самый разумный: мы въ первомъ дѣтствѣ всему учились играя, a между тѣмъ незамѣтно пріобрѣтали много познаній. Лучшія тогда появлявшіяся книжки и игры, какъ я уже говорила, присылалъ намъ изъ Петербурга дядя нашъ Василій Николаевичъ Семеновъ, и старшіе всегда заботились, чтобы мы были сколько можно полезно заняты и никогда не оставались съ прислугой. Такъ, мы рано выучились географическимъ названіямъ по прекрасно составленному лото, въ которомъ обдуманно были выбраны только самыя главныя и существенныя имена земель, рѣкъ, городовъ и пр. Было и ариѳметическое лото, по которому мы научались считать и запоминать твердо таблицу умноженія. Въ эти игры взрослые всегда сами играли съ нами, такъ что всякая игра была вполнѣ осмысленна и полезна. Отечественную исторію мы рано узнали по изображеніямъ царей, которыя можно было разставлять. И вотъ мы твердо научились разставлять ихъ по порядку царствованій и могли назвать подрядъ всѣхъ князей и царей отъ Рюрика до Николая Павловича. При этихъ изображеніяхъ, весьма порядочно сдѣланныхъ, были и маленькія книжки съ самымъ краткимъ описаніемъ ихъ царствованій и означеніемъ года рожденія и смерти. Тогда не считалось ошибкой пользоваться свѣжестью дѣтской памяти, чтобы запечатлѣть въ ней то, что потомъ запоминается труднѣе и скорѣе забывается. Кто изъ насъ не испыталъ, что онъ помнитъ гораздо тверже тѣ стихи, которые выучилъ въ раннемъ дѣтствѣ, чѣмъ позже, въ возрастѣ сознательномъ. Нынче же все вниманіе устремлено на такъ называемое развитіе ребенка, то-есть на разсудочный анализъ, на резонерство. Зато какъ часто развитіе это является болѣзненнымъ, старческимъ, a необходимыя познанія нетвердыми. Кромѣ игръ y насъ были стѣнныя карты, рѣка временъ, по которымъ мы любили путешествовать, запоминая географическія и историческій имена и событія. Родители показывали большое участіе ко всякому вновь пріобрѣтаемому нами знанію, и всѣ эти занятія и игры пробуждали въ насъ любознательность и самодѣятельность и приготовляли насъ къ будущему правильному ученью.”

Отрывок из воспоминаний Натальи Петровны Грот (1828–1899) – матери 8-ых детей, писательницы, художницы, переводчика, публициста, супруги вице-президента Российской Императорской Академии наук Якова Карловича Грота. И старшей сестры знаменитого географа, ботаника и исследователя П. П. Сёменова-Тян-Шанского.

К.Я. Грот подготовил рукопись своей матери к печати и опубликовал под названием "ИЗЪ СЕМЕЙНОЙ ХРОНИКИ. ВОСПОМИНАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВНУКОВ НАТАЛIИ ГРОТЪ. Издание семьи" (СПб, изд. Мин. Путей Сообщения, 1900). Это редкое и почти недоступное издание было оцифровано его правнуком Евгением Фёдоровым (© Е. К. Федоров, 2003) и представлено в Интернете для открытого доступа: http://www.ostrov.ca/memoires/npgrot/index.htm
Made on
Tilda