Сентябрь 2018 года. Я со своей старшей (девятилетней) дочерью начала заниматься в группе по программе «Ключи» в Москве. До знакомства с «Ключами» дочь нехотя выполняла задания из обычных школьных учебников за 1 и 2 класс по русскому языку, а я вовсе не использовала свои ресурсы, наработанные в своё время на курсах при поступлении в ИСАА МГУ и потом при более углубленном изучении на факультете журналистики МГУ. Почему? Всё по порядку.
Структура любого учебника по грамматике, раздробленная на 11 классов обучения, не даёт полноценной картины, не демонстрирует взаимосвязи в строении системы языка, не гарантирует наведения порядка в голове. Да, соглашусь с Вами, что на этапе начальных и средних классов можно отработать правила орфографии, потренироваться в написании словарных слов, даже что-то узнать о знаменательных и служебных частях речи. Безусловно! Для этих целей грамотно составлены различные учебники, пособия, рабочие тетради и прочее. Но материалов для детей 9-12 лет, где основополагающие слои языкознания (в первую очередь, морфология и синтаксис) будут расставлены в правильном порядке и тесно связаны воедино, где будет выстроен логический маршрут освоения техники владения стройно выражать мысли, жонглировать синтаксическими единицами языка (словосочетаниями, предложениями, текстом), — нет! До «Ключей» моей дочери было сложно разобраться с частями речи (существительным, глаголом, прилагательным) и их ролью в предложении. Меня удивляло, как при такой ничтожной дозе грамматики ребенок продолжает путаться и блуждать в трёх соснах. Что касается меня, то мне и в голову не приходило подать материал как-то иначе, скомпоновать его по-другому, в общем, просто творчески подойти к процессу.
Благодаря «Ключам» (занятиям в группе и дома) всего за каких-то 5 месяцев дочь научилась (и продолжает учить, и будет учить!) определять структуру предложения (не только простого, но и сложносочиненного и сложноподчиненного), характеризовать единицы в тексте с точки зрения синтаксических ролей, делать морфологический разбор всех (ВНИМАНИЕ!) частей речи, рисовать схемы (диаграммы) предложений. Наверное, это звучит, как лозунги МАГАЗИНА НА ДИВАНЕ (за какие-то считанные месяцы…), но спорить с тем, что утверждают учёные в области нейронауки и психолингвистики не приходится. Наш мозг развивается, когда мы его нагружаем сложной работой.
Не стану отрицать, что дочь была шокирована объемом материалов по «Ключам», что были моменты, когда ей хотелось упростить себе жизнь и избавить себя от головоломки при разборе синтаксических конструкций, когда расстраивалась, что приходится много раз ошибаться, пока дойдешь до истины. Это не простой, но удивительно плодотворный путь!
Эти месяцы нас многому научили: во-первых, подстраивать программу под себя (т.е. брать такой объем, который вы можете освоить), не бояться трудностей, размышлять и рассуждать, правильно распоряжаться своими силами и временем. Сейчас я осознаю, что некоторые сложности у нас возникали, поскольку мы до присоединения к программе не познакомились со всеми частями речи, как советовали все, кто уже был в программе год или два. Для этих целей мне кажутся подходящими занимательные книги Татьяны Рик («Здравствуй, Дядюшка Глагол!» и другие). Думаю, такой зачин был бы уместен, так как, будучи подготовленными, детям легче и интереснее ориентироваться в таблицах-штудиях по «Ключам».
Еще несколько слов о «Мастерской структуры и стиля русской речи» …
Несмотря на то, что мне всегда было мучительно сложно писать различные тексты (тем более сочинения), я ткнулась на журфак как типичный гуманитарий, где так и не научилась писать легко, свободно и выразительно🤣 Видимо, будучи под властью своего комплекса, для своих дочерей я закупила всю линейку рабочих тетрадей Есениной («Как научить Вашего ребенка писать сочинения» и т.д.), которые сейчас пылятся в шкафу, так как я очарована уроками развития письменной речи в рамках МСС. Отработка поэтапного введения в текст структурных моделей и стилистических техник, которая лежит в основе метода МСС, помогает совершенствовать навыки письменной речи от урока к уроку. Накопительный эффект налицо. Ребёнок с удовольствием использует отработанные стилистические техники в каждом новом тексте (К слову, аллитерация у моей дочери – любимый стилистический прием). Опять вышла реклама и антиреклама 🤦♀ Ох, простите. Структура курса МСС, на мой взгляд, является более логичной, выверенной с точки зрения метода, и значительно более захватывающей с точки зрения материалов, на основе которых дети учатся писать изложения и сочинения.
Недавно в порыве страстной уборки дочь случайно выбросила выстраданный черновик о секретах инженерии времен Римской империи. Честно, я была в отчаянии, понимая, какая работа проделана, и сколько еще придется трудиться, чтобы восстановить утраченное. Но дочь, спокойная, как никогда (по натуре своей она очень эмоциональная барышня) заверила меня, что она прекрасно всё помнит и может воссоздать текст. Она по памяти диктовала мне, опираясь на опорную схему, а я записывала. Так, дружно и без слез мы справились с неприятностью. Дерзайте и помните, что «помощи ученикам не бывает много»! Чьи это мудрые слова, знаете?😊
=============
Автор отзыва: Анастасия Огородова, мама 3х детей, все на СО