«Благодарность — признак благородства души.» Эзоп
Согласны? Я — вполне.
С прошлой недели мы начали осваивать в Ключах новый, седьмой, раздел Мастерской структуры и стиля посвященный свободному сочинению(эссе). До этого мы учились составлять опорную схему опираясь на какой-то исходный материал: по нарративу, по справочной статье, по картинкам-комиксам и затем уже восстанавливать по ней, облачая и украшая, свою мысль в письменной работе. Теперь же нам нужно было освоить новый навык- писать полностью «из головы».
Задача непростая для 9-летнего ребенка и даже для 11 лет. Не простая тем, что надо было не просто размазать свои мысли по бумаге, а создать структурированное сочинение, придерживаясь заданной темы. А тема как раз о благодарности. В прошлый раз я рассказывала как мы писали основную часть этой работы (https://vk.com/wall61344129_1006)
А сегодня мы приступили к написанию заключения и вступления (пусть вас не смущает такая последовательность, в этом есть смысл). Когда мы подошли к необходимости обобщить свои утверждения, ЧТО в них важного и ПОЧЕМУ, дети приуныли.
Для того, чтобы воспользоваться собственными мыслями, надо, для начала, чтобы они были. Вполне ожидаемо оказалось, что до этого момента детям даже и в голову не приходило всерьез задуматься о благодарности, им не на чем было составить собственное мнение о ней. Все знали, что это что-то важное и полезное, но ПОЧЕМУ? Зачем она нужна? И что было бы без нее? Это затрудняло поставленную задачу.
В классическом подходе к образованию мы не даем детям готовых ответов. Мы помогаем им самим найти их. Это должно быть личным открытием, следствием собственных умозаключений. Такой способ гораздо затратнее для родителя по времени и силам, но гораздо более эффективен для детей.
Битый час мы рассуждали про благодарность и ее предназначение. Я давала им примеры каких-то ситуаций и поступков и мы разбирали их. Очень интересные выводы они сделали, каждый свой. И хотя дальше опорной схемы мы в работе сегодня не продвинулись, я удовлетворена.
Потому что уверена, мы сделали сегодня очень много! Необходимость соблюсти заданную структурную канву эссе вынудила нас так глубоко обдумать нашу тему, такую важную и формирующую. Это то, чего мне часто не хватает в суете ежедневных дел.
За эту возможность, в свою очередь, особенно благодарна я!
=========================================================
Автор текста Ирина Жучкова-Долгих