Всегда перед покупкой чего-либо лезу в «паутину» почитать отзывы. Когда-то и я писала отзывы на сайтах типа «Отзовик», потому что знала, что это реально поможет людям определится с выбором. Но писать отзыв о «Классических беседах» никогда не хотела … Почему? Не знаю… Может быть потому, что это очень субъективная оценка … Ну что тут можно оценить моим физико-математическим подходом ко всему? 🙂
Количество выученных фраз из Основ? Ну это как учишь – так и выучишь.
Рождающиеся в головах маленьких детей взаимосвязи на основе выученного? Ну это как ведёшь беседы с детьми «обо всём на свете», так и будут рождаться взаимосвязи.
Действенное желание детей проводить дома постоянные эксперименты с разными твёрдыми и жидкими веществами? Да, вроде бы все дети это любят…
А вот еще! Они рассказывают друг другу доклады по типу «что вижу, то и пою». Забавно иногда слушать. Что тут скажешь… Привыкли… Начинают с определения, переходят к описанию и делают выводы.
Что могут отличить теперь Серова от Брюллова? Эль Греко от ди Бондоне? Приятно. Но ведь не за этим (не только за этим мы второй год в программе).
В общем качественно-количественную объективную оценку нашему участию в «Классических беседах» я никак не могу определить. Может быть еще и потому, что читала и слышала отзывы негативные.
Получается, если я буду писать, что мне «Классические беседы» нравятся, то человек, которому они не нравятся должен быть не прав. А это совсем не так! «Почему же не так?» — спрашивала я себя. И тут вспомнила про свой опыт в «Отзовике». Часто именно негативные отзывы помогали мне определится с выбором. Читая их, я понимала, ЧТО именно человек искал в товаре и видела, если этого он не находил, то ставил товару низкую оценку. Объективно? Совсем нет.
Помню счастью моему не было предела, когда купила робот-пылесос. Красота! Я с детьми гуляю, а он пылесосит, приходишь – чистота! Но вот отзыв: «Это ужас! Два часа ждать, пока он пропылесосит комнату, которую я за 15 минут пропылесошу сама!»
Чтобы не разочаровываться – не надо очаровываться ) Вызубривание штудий не сделает из вашего ребенка христианина, даже если вместо греческо-римских богов вызубрить имена двенадцати апостолов. Не сделает ни биолога, ни математика, ни историка… А для чего же тогда мне и моим детям всё ещё нужны «Основы»? Что я искала и что нашла?
Сначала мне нужна была только история. Та каша, которая была в моей голове после школы и двух ВУЗов не оставляла мне надежды «хоть-как-то-более-менее-ничего» преподать историю моим детям. Сказать, что после первого года «Основ» на меня нашло «озарение» — это как-то стыдно…
В общем мне трудно описать словом то чувство понимания Божьего замысла о человеке, когда на моей кухонной стене стала появляться хронология событий из Основ. Кстати, вчера мне на помощь пришел отец Димитрий Смирнов. Включила очередную воскресную передачу на «Союзе» на его словах: «… история – это духовная наука»! На этой прекрасной ноте «озарения» можно было бы поставить точку в своем участии в «Основах», но оказалось, что я искала не только историю и не только сообщество детей и родителей на семейном образовании. Хотя последнее безценно! … (как же хочется иногда вернуть утраченное правописание ).
Мозг, вызубрив несколько фраз на латыни, донёс наконец до моего сознания где-то давно прочитанную фразу: «латынь – это ключ к пониманию …» и далее можно поставить точку. Необходимость дальнейшего изучения латыни теперь не вызывает у меня никаких сомнений, правда вызывает некоторый «страшный страх» — а справлюсь ли? Ну вот опять эти мои страшилки … Сначала боялась не водить детей в сад, потом – в школу … потом – учить истории, а теперь – латыни … Ха-ха! То ли еще будет 😉
Тут можно было бы рассказать и о других блоках Основ и о том, что в моем сознании теперь история и география друг без друга не живут. А искусство не живет без истории. О том, что вызубренный материал лежит как каталог в библиотеке мозга – раз и достал нужное, когда понадобилось. О том, что в минуты «безделья» (по пути куда-то или перед сном), во время чтения или слушания мозги шуршат, перелистывая в памяти штудии и находя ответы на самой себе задаваемые вопросы. Что минимальная математика и русский из Основ пригождаются ребенку гораздо больше, чем я на то рассчитывала.
Но надо признать, что и без Основ есть люди, в головах у которых это всё присутствует и есть дети, которые и без Основ знают математику и русский и ещё много чего полезного. И чтобы для себя решить нужны ли вам «Классические беседы» очень советую разобраться с классическим методом и с тем, что вы вообще хотите получить «на выходе».
Помню, когда всё только начиналось … какие-то рассказы Ирины Шамолиной о «классическом методе» вообще не доходили до моего сознания. Какой еще такой метод? Классический-неклассический. Какая вообще разница! До меня тут наконец-то ИСТОРИЯ дошла, счастье-то какое! … Так стоп… Наверно всё-таки метод имеет значение… И что же это за метод такой, по которому я сама учусь и учу своих детей?
Должна здесь выразить глубокую признательность 😉 за вебинары о классическом подходе в образовании. Они очень нужны! Они постояннонужны, как повторение штудий, чтобы не забыть. )
Что же я очень важного уяснила для себя на сегодняшний момент? Объём загруженной в мозг информации не столь важен, как важна способность задаваться правильными вопросами. В то же время без загрузки в мозг объёма необходимой информации невозможно задаваться правильными вопросами.
За что я благодарна «Классических беседам» и в частности — Основам? (не в порядке приоритетности):
— за тот самый минимально необходимый объём. Руки чешутся его расширить ))
— за то, что мои дети разного возраста учат одно и то же – это клад для их общения на хорошо им знакомые темы;
— за то, что им хочется «выступать с докладом»;
— за то, что сын всё-таки выписал из Евангелия имена 12 апостолов, чтобы их выучить (как в штудиях);
— за то, что на исторических примерах я чуть-чуть приблизилась к пониманию Божественной любви к человеку;
— за то, что мои дети поняли-осознали-увидели-почувствовали, что каждая человеческая душа – христианка по происхождению — здесь отдельно спасибо штудии про Конфуция, готовя доклад про которого, сын сделал для себя это открытие;
— за то, что я перестала наконец-то плохо думать о неправославных, гордясь своей православностью (надеюсь, что навсегда) – еще раз спасибо историческому блоку;
— за интерес детей (их собственный!) к истории, географии, естественным наукам и возможность общения с ними на взрослые темы взрослым языком;
-за нейтралитет в исторических предложениях, именно этот нейтралитет подталкивает детей к тем самым правильным вопросам, на которые мы вместе ищем ответы;
— за чудесный мир художников и классическую музыку (мы совсем далекая от искусств семья теперь бывает слушаем Моцарта в машине и узнаем его произведения по первым нотам :);
— за сообщество конечно! Как же хочется дружить поближе и собираться почаще, но всё у меня «времени нет» и инициативы тоже;
— ах ну да … эксперименты … терпение только терпение… и не надо прятать от детей жидкое мыло, баночки, воздушные шарики и всякую всячину…
Но большая часть из вышеперечисленного не произойдет «автоматом». Труда своего родительского придётся вложить очень много. Ежедневно и неленостно.
Придётся учить штудии с детьми, изобретая для этого ненудные способы. Придётся искать дополнительную к штудиям литературу, читать ее вместе с детьми, чтобы удовлетворить их интерес. Придётся заниматься ещё и по школьной программе, отвечу только за начальную школу – это русский язык, математика и английский. Причем для экономии времени и для повышения эффективности придётся изобрести как совместить эти предметы со штудиями. Но! Для того нам и сообщество – всё это уже кто-то прошёл до нас и с удовольствием поделится опытом.
Буду ли я советовать кому-либо участие в «Классических беседах»? Так, как это сделала я — с «закрытыми глазами», ничего не зная о содержании штудий и о классическом методе – точно нет. Это была Божья милость для меня ленивой, что получилось лучше, чем я ожидала. А может быть это было Божьим проведением, иначе бы почитав заранее штудии, я бы точно фыркнула при виде всяких в них «неправославностей» и непонятных «обрывках чего-то откуда-то»…
Теперь я поняла, почему Основы «Классических бесед» в Америке появились позже, чем программа для старшего возраста и для чего они вообще появились.
Желаю всем не ошибиться в своих поисках образовательных маршрутов, программ и всего чего-то там очень нужного нашим детям. Желаю и себе не очаровываться чьими-то поразительными успехами, дабы не разочароваться в полученном, а главное — думать и рассуждать, призывая помощь Божью.
Автор: Виолетта Юрасова