Блог о семейном образовании
разумныйзамысел.рф
Интернет магазин
Узнать стоимостьНайти группу КБ около васНачать обучение
Контакты
YouTube
Vkontakte
  • О нас
  • О программе
    • Классическое образование
    • Основы
    • Ключи
    • Вызов
  • СМИ о нас
  • КБ Блог
    • Статьи
    • Подкасты
    • Эфиры
  • Контакты
Магазин

Ключи — Мастерская структуры и стиля

Главная Ключи Ключи — Мастерская структуры и стиля

Для развития навыков письменной речи Классические беседы рекомендуют курс «Структура и стиль русской речи», разработанный «Мастерской структуры и стиля» (МСС). Это курс обучения писательскому мастерству посредством сложной многоэтапной техники.

Работающих систем обучения письменной речи не так много. Хотя ни одна программа не может включать в себя все, что необходимо для развития письменной речи, дети, последовательно занимающиеся по данному курсу, демонстрируют  гораздо лучше сформированые навыки писательского мастерства, чем их сверстники, не знакомые с ним. Курс закладывает прочный фундамент для последующих успехов в этой области. Не менее важно, что курс «Структура и стиль русской речи» предлагает родителям инструменты для развития самостоятельности, а также творческих способностей их детей, и при этом предоставляет им систему критериев для оценивания конкретных результатов. Творческие задания, связанные с созданием текстов и подбором слов становятся для детей увлекательной игрой, и чем больше удовольствия они получают от выполнения этих заданий, тем больше развиваются их способности речи.

Для изучения курса необходим «Силлабус Мастерской структуры и стиля» (от лат. Программа обучения по дисциплине), который представляет собой теоретическую базу для практических занятий. Пособие включает в себя 9 структурных моделей, последовательно усложняющихся от одной к другой. Первые две закладывают основу всего метода, делая акцент на отборе и сортировке слов для составления полноценного текста. Другие части посвящены написанию рассказов, изложений и эссе с возрастающим уровнем сложности. Все структурные модели учениками изучаются по порядку каждый год, позволяя при повторении совершенствовать и оттачивать навыки написания текстов. Карта контроля достижений дает возможность самостоятельно оценивать свои результаты.

Кроме структурных моделей в рамках курса дети знакомятся и овладевают стилистическими техниками, которые помогают внести разноообразие в их письменую речь и сохранить интерес к этой деятельности на долгие годы. Это также развивает творческие способности, мотивируя детей к созданию и редактированию собственных текстов. Краткий синопсис Силлабуса издан отдельно буклетом-раскладушкой формата А4. Это удобно и для ребенка, и для родителя.

Практическое занятие по этому блоку в программе «Ключи» может выглядеть так.

На уроках развития речи, где дети изучают структуру и стиль, родитель-инструктор демонстрирует одну из новых стилистических техник. Возьмем, к примеру, такую как метафора. Родитель-инструктор приводит несколько вариантов ее употребления, а затем просит каждого ученика придумать свою.
Кроме этого, родитель-инструктор может предложить ребятам небольшой отрывок текста, чтобы они отредактировали его, украсив изучаемой техникой, и записать их варианты на доске. К следующему занятию детей просят восстановить текст по составленной на занятии опорной схеме и использовать при написании текста этот вид украшения во время создания дома своей письменной работы в качестве дополнительной практики.

Для практического усвоения теории из «Силлабуса» разработаны «Уроки развития речи» (комплект из книги учителя и тетради ученика), темы текстов в которых соотносятся с фокусом трех циклов программы «Основы»: Древний мир, Средневековье ( 2019-2020 учебный год), история России. Бонусом к каждому циклу вы получаете список рекомендованной литературы по каждой из трех тем.

Ученики учатся написанию сочинений и эссе и практикуются в использовании методов стилистики в игровой обстановке. Ученики пишут работы на темы, которые они изучают по программе «Основы», поэтому они очень заинтересованы предметом изложения. Инструкторы показывают некоторые приемы письма на занятии в группе, позволяя ученикам практиковаться в этих приемах, а затем предлагают письменное задание на дом. Эта программа лишает загадочности преподавание техники написания сочинений и для родителей. Пошаговая отработка описанных в «Силлабусе» структурных моделей и следование четкому алгоритму ввода стилистических техник неизменно приводит к отличным результатам.

ПРИМЕР ЭТОГО БЛОКА ЗАНЯТИЯ ПРОГРАММЫ «КЛЮЧИ»

Инструктор демонстрирует одну из стилистических техник, как, например, использование метафор. Он приводит несколько примеров метафор, затем обходит группу и просит каждого ребенка придумать свою метафору.
Родитель-инструктор также может смоделировать конструкцию примерного отрывка и попросить детей составить предложения вместе, чтобы получить отрывок, который он записывает на доске по мере появления их предложений.
Детей просят написать отрывок дома на следующей неделе с использованием этой конструкции и метафоры в целях дополнительной практики.

Важно помнить, с какой целью выставляются оценки. Как правило,чтобы сообщить ученику, насколько хорошо он справился с заданием, или насколько хорошо он знает материал и может применять его на практике. Однако в современной школьной среде фокус нередко смещается в сторону сравнения учеников друг с другом. В итоге либо создается атмосфера нездоровой конкуренции, либо детей неоправданно вынуждают чувствовать себя неудачниками. К тому же, традиционная оценочная система поощряет лень и посредственность, ведь тройка не просто так означает «удовлетворительно». Тройка считается положительной оценкой, что узаконивает то, что можно просто не учить 30 процентов материала. Давайте еще раз вернемся к первоначальному смыслу выставления оценок — сообщить ученику, насколько хорошо он сделал то, что от него требовалось. В этом случае становится понятно, что наша первостепенная задача в этом отношении — как можно четче формулировать требования.

По правде говоря, если мы собрались оценивать письменную работу, то единственным критерием для нас должен быть следующий: выполнил ли ученик поставленную перед ним задачу и все ли наши требования он учел. Таким образом, в идеальной ситуации выбор оценки должен осуществляться из двух вариантов – “зачет”, что означает “да, выполнил” и “незачет”, означающее “еще не выполнил”.

Силлабус Мастерской структуры и стиля русской речи
Ты же всего несколько недель назад писал контрольную работу по орфографии. Почему у тебя ошибка в этом слове? Будь внимательнее! Наверное, большинство из нас когда-либо делали ребенку такого рода замечания. От них сложно удержаться. Но если нам важно сохранять мотивацию ребенка, нужно помнить о том, что за правописание, почерк и составление текста отвечают разные психические процессы, происходящие в разных частях мозга. Например, процесс композиции текста связан с расстановкой слов в логической последовательности и в соответствии с определенной структурой. Некоторым малышам для того, чтобы красиво написать несколько предложений нужна полная концентрация внимания. Многим для того, чтобы вспомнить, как пишется сложное слово, нужно полностью остановить ход мыслей. Даже когда мы, взрослые, пишем, у нас не всегда получается следить одновременно за правописанием, аккуратностью и правильностью структуры предложений.

Задания из МСС построены таким образом, чтобы дети могли сначала сконцентрироваться на структуре сочинения, затем на его стилистике, а когда всё уже готово, переписать на чисто, следя за почерком и правописанием.

Силлабус Мастерской структуры и стиля русской речи
Если же вы придерживаетесь мнения, что текст должен быть написан идеально в первой и единственной его версии, вы лишаете ребенка живой редакторской работы с текстом. Помимо требования писать первый и второй черновик, будет крайне полезным ввести в привычку обращаться к списку стилистических техник. Ведь сверяясь, ученик как раз проводит необходимую работу над текстом, естественным образом привыкая к вдумчивому чтению, рассуждению и корректуре.
Силлабус Мастерской структуры и стиля русской речи

О нас

«Классические беседы» — это обучение своими силами в кругу друзей!

Контакты

ООО «Классические беседы». Адрес: Лазоревый пр. 2-68, Москва, 129323, РФ
info@classicalbooks.ru
YouTube
Vkontakte

© 2020 Классические беседы

  • О нас
  • О программе
    • Классическое образование
    • Основы
    • Ключи
    • Вызов
  • СМИ о нас
  • КБ Блог
    • Статьи
    • Подкасты
    • Эфиры
  • Контакты