Сразу предупреждаю, что для освоения “Вызова Альфа” не обязательно предварительно осваивать программы Основы и Ключи. Такой опыт желателен, но не необходим. И даже отсутствие опыта семейного образования — не препятствие для участия в “Вызове”. В первый год апробации новой программы в нашем сообществе занимались дети с разным уровнем подготовки и опытом учебы: кто-то пришел сразу после школы, закончив 5, 6, 7, 10 классов, кто-то обучался в семье несколько лет вне каких-либо программ. Были ребята, занимавшиеся год по программам Основы и Ключи. Каждый из них осилил “Вызов”, совершив прорывы, преодолев каждый свои сложности в учебе и барьеры в общении, каждый написал по несколько эссе и научных докладов, овладев новыми для себя инструментами учебы. Дети отталкивались от своего личного опыта и обогащали друг друга. Достоинства и таланты каждого отдельного ученика стали достоянием каждого члена сообщества и приумножились достоинствами и талантами других. К программе “Вызов” возможно подключиться вне зависимости от предыдущего опыта школьного или семейного образования или обучения на предшествующих уровнях программы “Классические беседы”. Результат будет! Ваш ребенок справится, покорит свои собственные вершины. Родителям учеников, обучающихся в группах “Основы”и “Ключи”, которые решают сейчас, стоит ли подключаться к “Вызову” со следующего года, посвящается эта статья. Вы узнаете, что можно сделать для того, чтобы ребенок побыстрее подготовился к главному этапу программы “Классические беседы” и получил от нее максимум пользы.
Классические беседы (далее — КБ) — сообщество классического семейного образования, реализуемое в форме небольших объединений семей, разделяющих традиционные христианские ценности. КБ помогает родителям, обучающим детей дома, вне школ, дать своим детям качественное образование и обеспечить позитивную социализацию в содружестве с другими семьями.
Основы — программа КБ для детей 4-12 лет.
Ключи — программа КБ для детей 9-12 лет.
Вызов — основная программа КБ для подростков с 12-18 лет (6 ступеней).
Вызов Альфа — первая ступень Вызова.
“Основы” и “Ключи” — важные годы развития и подготовки. Эти программы составлены с опорой на возрастные особенности детей. Но от родителей требуется много труда и терпения в этот период, чтобы дождаться плодов освоения грамматической ступени классического тривиума. Примерно с 12 лет ребенок начинает активно рассуждать, искать причинно-следственные связи, отстаивать свое мнение, подкрепляя его аргументами и требуя от окружающих того же. Ему уже мало грамматики! Он сомневается, анализирует и хочет рассказывать и обсуждать. Это благотворный этап для освоения инструментов диалектики и риторики, и это повод подключиться к “Вызову”. Я счастлива, что мои дети получают семейное образование четвертый год, и второй год — в Классических беседах. Со старшим сыном и еще десятью семьями в группе КБ мы осваиваем “Вызов Альфа” на протяжении 30 недель, и теперь уже сложилось представление о ключевых моментах, которые необходимы для подготовки к курсу “Вызов Альфа”. Поговорим о них по порядку.
- МАСТЕР ЗАПОМИНАНИЯ
Присоединившись к КБ, я была уверена, что невозможно запомнить за год 24 исторических предложения, больше ста географических объектов, окончания пяти склонений в латыни, да еще по 24 факта из естественных наук, математики, грамматики русского языка. Вместе 400 фактов за 24 недели. Было страшновато, непривычно и сомнительно, что это под силу ребенку. Однако по мере обучения мозг тренировался запоминать информацию и удерживать ее в памяти, становилось легче. Я не хочу сказать, что каждый должен бросить все на алтарь развития памяти, но каждый способен развить в себе умение запоминать нужные факты вне зависимости от сложности информации. Закончив первый год в “Основах” и достигнув, казалось бы, невыполнимой цели, дети обрели уверенность в собственных силах. Заучивание штудий занимает, конечно, много времени и у детей, и у родителей, но это бесценное приобретение на годы учебы и на всю жизнь. Мой 4-х летний малыш радуется, когда слышит в разговоре имена Дмитрия Донского, Елизаветы Петровны, Владимира Мономаха. Ему приятно знать, что это правители России, и радостно демонстрировать свое знание окружающим. Ребенку стоит помочь достичь этого удивительного результата, который доставляет радость и ему и окружающим. Когда дети переходят на уровень курса “Вызов Альфа”, работа с памятью не заканчивается. Ученикам предстоит запомнить 57 концептуальных вопросов и ответов по риторике, 200 стран и столиц по картографии, латинскую лексику и грамматику. К тридцатой неделе занятий дети по памяти рисуют карту мира, отражая на ней все 600 изученных ими объектов. И это не предел. Умение легко и быстро запоминать большие объемы информации — дар, который родители могут дать ребенку.
2. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО
Я за то, чтобы на первых порах помогать ученикам выполнять письменные работы. Но наступает момент, когда стоит предоставить ребенку возможность самостоятельно справляться хотя бы с самыми простыми письменными заданиями. Это позволит в дальнейшем, при работе с более сложными текстами получить самостоятельность и развивать собственное мышление и навыки письменной работы. Зачем придумывать самому, когда у мамы столько хороших мыслей? Помним, что надо прекратить генерировать подсказки и перейти в режим наводящих вопросов, чтобы помочь детям придумывать собственные идеи. В “Вызове Альфа” навык письменной речи изучается по книге “Утраченные инструменты письма”, но навыки, полученные в “Ключах”, не будут забыты. От учеников уровня “Вызов Альфа” еженедельно требуется писать исследовательскую работу, опираясь на структуру научного реферата и составлять к ней библиографию. При этом добавление элементов структуры и стиля, приобретенных в “Ключах”, во все письменные работы уровня “Вызов Альфа”, безусловно приветствуется. Для тренировки предложите детям исследовать природные объекты: наблюдать, вести дневник и, наконец, составлять письменный отчет о проведенном исследовании. Кроме того, в «Основах» дети каждую неделю в блоке «Увлекательная наука» проводят эксперимент или проект. Дома будет полезным написать заполнить лабораторный лист, написать отчет. В “Вызове” ученикам предстоит выполнять такое задание еженедельно, но не стоит брать такой темп. Для подготовки достаточно делать 1-2 исследования в месяц, чтобы не перегружать ребенка. Пусть изучает и пишет о том, что ему интересно. Дать детям возможность писать самостоятельно — значит открыть путь к развитию письменной речи и образного мышления, что значительно упростит переход на риторический уровень “Вызова”.
3. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Одна из причин, по которой дети не любят математику и не хотят ею заниматься — это слабое владение арифметикой. Математика занимает много времени из-за слабого устного счета, недоученной таблицы умножения, медленных вычислений столбиком. Уровень “Вызова Альфа” по математике соответствует программе 5-6 классов по ФГОС. Математика на данном этапе требует свободного устного счета. Ошибки при счете вынуждают возвращаться назад, проверять решение, находить и исправлять ошибки. Это неприятно, муторно, занимает много времени и не дает сосредоточиться на том, что является сутью математики: на рассуждении, анализе, выводах и открытиях. Ежедневно уделяйте время на устный и письменный счет. Тесты — не лучший вариант тренировки “математических мышц”. Оживите математику: играйте в настольные игры, находите геометрические формы на прогулке, измеряйте палки и лужи, повторяйте интервальный счет, пока стоите в пробке. Если сосредоточитесь на базовых математических умениях, вашему ученику будет интересно исследовать математику на “Вызове”.
4. ЛАТЫНЬ: СКЛОНЕНИЕ И СПРЯЖЕНИЕ
Выучить латинские окончания не такая уж и задача: дети в “Основах” справляются с этим легко. Когда ученики “Вызова Альфа” начинают осваивать склонения существительных, уверенное знание окончаний помогает быстро определить падеж и сделать перевод. Моему сыну — ученику “Вызова” — в этом году сильно помогали малыши, которые быстрее него выучили падежные окончания на “Основах” и с удовольствием подсказывали старшему брату. Предварительная отработка склонений позволит больше времени уделять переводам, познавательной и аналитической работе.Я не предлагаю срочно учить латынь и тратить на это время и силы: достаточно выбрать по одному (ОДНОМУ!) существительному каждого склонения и регулярно склонять их, добившись уверенного запоминания падежных окончаний.
5. КАРТЫ И НАУЧНЫЙ РИСУНОК
Рисование географических карт — занятие сложное, но весьма полезное. Не имеет значения, что именно вы рисуете, какой континент или регион, просто рисуйте. Понемногу, но сформируйте эту привычку и радость обладания “живой” картой мира. Нарисуйте вместе карту своей семьи: отметьте памятные и значимые места, города, поселки, страны. Спланируйте путешествие. Отметьте, где вы уже были, где хотите побывать. Открывать мир всегда интересное и захватывающее занятие. Отделять главное от второстепенного, рассчитывать время на работу, концентрироваться, примечать детали — эти важные навыки приобретаются не только с помощью картографии. Научный рисунок — не менее важный навык. Предложите ребенку дополнить свое исследование рисунком-схемой. Это сделает работу ярче и подготовит к презентации научных проектов во время групповых занятий “Вызова Альфа”.
6. ЧИТАЙТЕ КНИГИ
Классический подход предполагает многоуровневую серьезную работу с текстами. Поэтому не бойтесь испортить сюрприз, прочитайте книги заранее. Первое прочтение позволит ребенку запомнить сюжет книги, познакомиться с ее героями. Эндрю Керн, автор пособия “Вызова Альфа” «Утраченные инструменты письма», говорит, что читать книгу в первый раз — это все равно что пожимать руку автору. После первого чтения ты едва знакомишься с книгой, которая становится ближе и понятнее с каждым новым прочтением. Повторное исследовательское чтение с «Утраченными инструментами письма» поможет открыть глубинные смыслы произведения. Вы не будете разочарованы. Чем лучше дети знают книгу, тем глубже будут их мысли. От предварительного чтения только сплошная польза!
Вот список книг, с которыми желательно познакомить детей до начала занятий:
Клайв Стейплз Льюис “Лев, колдунья и платяной шкаф” (серия “Хроники Нарнии)
Жюль Верн “Дети капитана Гранта”
Кир Булычев “Сто лет тому вперед” (больше известна как “Гостья из будущего”)
Элинор Портер “Поллианна”
Владислав Крапивин “Дети синего фламинго”
Юрий Коваль “Недопесок”
Клайв Стейплз Льюис “Племянник чародея” (серия “Хроники Нарнии)
Джеймс Крюс “Тим Талер или проданный смех”
Гектор Мало “Без семьи”
Лидия Чарская “Сибирочка”
7. ПРАКТИКА ЛИЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
На “Вызове Альфа” дети привыкают самостоятельно учиться и брать на себя ответственность за результаты обучения. Одним из инструментов формирования этих навыков является недельное планирование занятий. Это поле для экспериментов, провалов, открытий, самоанализа и наблюдения. Требуется много времени и внимания, чтобы ребенок понял, сколько времени необходимо на задание, как лучше все организовать и распределить в течение недели и учебного дня. Здорово, если он сам обнаружит, что математику и латынь лучше делать утром, на “свежую голову”. Это ценное понимание собственных возможностей, которое поможет принять взвешенное решение. Написанный самостоятельно план становится полем личной ответственности: если ребенок принял решение, то нет необходимости стоять над ним и каждую секунду напоминать о деле. Дать возможность самостоятельно планировать учебную неделю — способ поднять планку самоуважения и уверенности ребенка, научить самоорганизации и ответственности, адекватной оценке собственных сил и ресурсов, а также азам управления ограниченным и невосполнимым ресурсом — временем.
8. ЖИТЬ И ИГРАТЬ
Это самое главное. Прежде всего, не забывайте, что ваши дети — это дети! Замки из песка, гонки на велике, игры во дворе — незаменимые инструменты обучения. Свободная игра — безопасное освоение реальной жизни. Одна из причин, по которой детям так трудно писать, сочинять и говорить заключается в том, что у них нет жизненного опыта. Так пусть же они живут! Пусть у них будет свободное время. Пусть они играют в грязи, находят червей, ловят бабочек и жуков. Позвольте им поскучать, побездельничать и повисеть на турнике без дела. Отдохните и вы после путешествия по “Основам” и “Ключам”. Не сомневайтесь, что ваши ученики отлично подготовлены, потому что у них есть фундамент КБ и вы.
Таким образом, есть восемь шагов подготовки к “Вызову Альфа”, но вам нет нужды заботиться и суетиться о многом.
Как теперь вы планируете готовиться к “Вызову Альфа”?
Автор: Блинова Наталья @bnv1982
БЛОГ КБ — это площадка обмена знаниями и опытом любителей классического образования. Мнения авторов БЛОГА КБ могут не совпадать с официальной точкой зрения программы Классические беседы. Если Вы — любитель эпистолярного жанра и изучаете классическое образование, присылайте статьи в нашу редакцию на info@classical-conversations.ru с темой БЛОГ КБ.