Блог о семейном образовании
разумныйзамысел.рф
Интернет магазин
Узнать стоимостьНайти группу КБ около васНачать обучение
Контакты
YouTube
Vkontakte
  • О нас
  • О программе
    • Классическое образование
    • Основы
    • Ключи
    • Вызов
  • СМИ о нас
  • КБ Блог
    • Статьи
    • Подкасты
    • Эфиры
  • Контакты
Магазин

О планировании

Август 18, 2019irinaВоспитание, Планирование, Семейное образование

Планирование — вопрос, который волнует многих, вопрос, который всегда и везде в топе, как модно говорить. Эта тема в разных источниках рассматривается с разных сторон, написано много книг по тайм менеджменту, интернет пестрит объявлениями о вебинарах, в которых вы наконец-то узнаете ответ на главный вопрос «Как всё успевать?». А потом, наверное, как успевать больше и ещё больше?!

Я тоже давно раздумываю над разными аспектами проблемы планирования. Один из аспектов — это нехватка времени. Да, сутки —  это 24 часа, 1440 минут или 86 400 секунд. Целых 24 часа?! Или всего лишь 24 часа?! Ещё вспомним, что часто минута оказывается роковой или секунда решает многое, даже вопрос жизни и смерти…

А может ли нам в принципе хватать времени? Да и наше ли оно? И вообще, задумываемся ли мы о том, зачем мы бежим, что ждет нас на финише?

В Псалтыри приводится примерная продолжительности жизни человеческой: «Дней лет наших семьдесят, а при большей крепости восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс. 89:10). Книга Екклесиаста начинается словами: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует — всё суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми он трудится под солнцем?». В этой небольшой книге слово «суета» встречается 39 раз! Мысли о тщетности, невозможности счастья в нашем суетном мире, полном забот и хлопот, развиваются и в Новом Завете: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Лк.12:25-27).

Однако же в толковании блж. Феофилакта Болгарского мы находим не только предостережение от самонадеянности и беспокойства, но и указание на то, что следует делать, трудиться, планировать и идти вперед: «Делать Я не возбраняю, а запрещаю беспокоиться, то есть иметь надежду на самих себя. А кто делает и уповает на Бога, живет беззаботно». Более того, Господь нам дал изумительный пример планирования в евангельской притче о 10 девах. Как известно, 5 мудрых дев предусмотрительно взяли с собой масло и попали на брачный пир, символизирующий соединение с Женихом-Христом и вход в Царствие Небесное, а 5 неразумных, к сожалению, не подготовились к пришествию Жениха. Т.е. бодрствование, подготовка, разработка и координирование действий — это неотъемлемая часть христианской жизни. А если вы родители, то тем паче спросится с вас и о попечении о детях: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).

В нашей семье мы планируем и ставим во главу угла высокую цель — искать прежде всего Царствия Божия, стяжания Духа Святого и спасения по милости Божией. Всё остальное уже находится в зависимости и подчинении по отношению к этой целеустановке. И если мы стараемся не уклоняться от выбранного пути ко Христу, который Сам есть «путь, истина и жизнь», то мы успеваем самое важное, а значит всё, что нужно.  Молитва о даровании благословения на наши дела, о их соответствии Божией воли должна сопровождать любое наше начинание: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобресть сердце мудрое» (Пс.89:12).

В итоге мы приходим к двум постулатам, которые и легли в основу планирования нашей семейной жизни, домашних дел и учебы. С одной стороны, безусловно, следует полагаться на волю Божию, помнить, что всё подчинено Божественному Промыслу и Попечению. Мы не можем изменить количество часов в сутках, не знаем продолжительность собственной жизни, не можем остановить бег времени, и нам приходится, хотим мы того или нет, укладываться в это, отведённое нам время. Мы берем все наши тяготы и идем ко Господу, ибо «иго Его благо и бремя Его легко». И вот это и есть победа над временем и переход в вечность! И только тогда наше планирование будет верным, если общая направленность уходит в вечность. Мы именно этого хотим и для своих детей, и всей семьей стараемся идти именно по этой дороге. С другой стороны, мы сами не остаемся в стороне, а принимаем активное, деятельное участие в стяжании Духа Святого и продвижении на пути к спасению. Теперь рассмотрим конкретные вопросы, решаемые в рамках планирования:

  1. Готовь сани летом… Неслучайно многие уже сейчас, летом, думают о том, что будут делать в течение учебного года. Уверена, что многие дела идут быстрее и слаженнее, если они продуманы заранее, а за некоторые и браться не стоит с бухты-барахты. Вот представьте, например, как бы выглядело ваше выступление на серьезной конференции, если бы вы вообще к нему не готовились? А каково прыгнуть с парашютом без подготовки? Или управлять самолетом?

Само слово «планирование» подразумевает моделирование будущего. Можем ли мы справиться с этой задачей, если раздражены, не выспались или нас переполняет усталость? В подобном состоянии у меня в голове планы примерно такие: «Пропади всё пропадом!». Для размышления о жизни во Христе, несении креста и составления соответствующих планов крайне необходимо выйти из страстного состояния, помолиться и обрести душевный покой. Спокойный настрой и неторопливость существенно оптимизируют процесс планирования, помогут правильно расставить приоритеты и рассчитать свои силы.

  1. Режим дня, расписание. У нас есть режим дня, но мы всегда держим в голове евангельское утверждение о том, что «суббота для человека, а не человек для субботы», т.е. мы не являемся заложниками предписаний, схем и инструкций. Мы можем где-то поступиться пунктами расписания, варьировать что-то, переставлять в зависимости от времени года, нашего местоположения (квартира, дача, семейный палаточный лагерь, посещение родственников и друзей, отдых на море и др.), обстоятельств (пополнение в семействе, переезд, ремонт, болезнь и др.).

 

Примерный режим дня для детей 6-8 лет

8:00-8:30 Подъем, уборка постели, гигиенические процедуры, зарядка

8:30-9:00 Утренние молитвы

9:00-9:30 Завтрак

9:30-10:00 Повторение штудий

10:00-10:30 Свободное время

10:30-11:30 Русский язык, математика

11:30-13:00 Наблюдения за природой, прогулка, активные игры

13:00-13:30 Обед

13:30-15:30 Чтение, затем по желанию — дневной сон или спокойные занятия (подготовка докладов, раскрашивание карт, лепка, аппликация и т.д.)

16:30-18:30 Спортивная секция или занятие музыкой и прогулка

18:30-19:00 Ужин в кругу семьи

19:00-20:00 Время с папой: семейное обсуждение, игры, чтение или др.

20:00-20:30 Уборка, свободное время

20:30-21:00 Чтение Евангелия, вечерние молитвы

21:00-21:30 Гигиенические процедуры, подготовка ко сну

21:30-22:00 Задушевные разговоры перед сном (обсуждение прошедшего дня, православных праздников, житий святых и др.)

 

Все дела в течение дня крайне желательно начинать с молитвой, добрым расположением и улыбкой и совмещать с обнимашками-целовашками, ведь для эмоционального напитывания детям необходимо постоянно поддерживать связь с родителями (по мнению психологов, количество объятий, необходимое человеку в день, составляет 8 штук).

Для визуализации расписания занятий и отчета о проделанной работе можно завести обычный школьный дневник или использовать ежедневник. Я, в частности, фиксирую основные предметы и конкретные задания, которые мы по ним выполнили. Одновременно я учитываю тот факт, что на семейной форме мы не можем рассматривать предметные дисциплины в отрыве друг от друга и от реальной жизни. Обучение-то, как и общение, постоянно происходит. Вот, допустим, русским языком мы позанимались, правило жи-ши прошли и на этом на сегодня всё, да? Нет, мы же говорим и читаем на этом языке! Это же наш родной язык! Мы употребляем в речи фразеологизмы, пословицы и тут же объясняем детям их значение. То же самое с чтением, математикой и любым другим предметом! Вот мы шли недавно мимо спорткомплекса, ребенок прочитал объявление о секции малышкового плавания «Аквапузики» и спрашивает: «Почему такое название?». Вот и чтение, и латынь, и русский…

  1. Согласование планов. Надо понимать, что следует согласовывать планы со всеми участниками процесса. Так, если вы запланировали, что муж будет после работы 2 раза в неделю забирать ребенка после занятий в спортивной секции, то это совсем не значит, что ваш муж действительно планирует то же самое. Или, может, сам ребенок рассчитывает на то, что он не будет больше посещать эти занятия, так как говорил вам до этого, что смена тренера его совсем не радует. Окружающие вас люди могут совершенно не понимать ваших планов, их целей, просто не знать, какие действия от них требуются и почему. Это всё кажется довольно очевидным, но наша практика показывает, что я, бывает, ничего не говорю мужу или детям, а просто ожидаю от своих близких каких-то «мистических озарений» в соответствии с нашими общими, а на деле мной построенными планами. Или я ставлю их в известность как-то мимоходом, когда они увлечены какими-то своими делами, и они, вполне естественно, пропускают эту информацию мимо ушей или забывают её. К довершению всего, если людей не спрашивают, не советуются с ними по семейным делам, то у них снижается мотивация что-либо делать. Семейный совет, обсуждение всех этих вопросов, согласование планов и последующее распределение ответственности значительно способствуют грамотному планированию дел. И такое вовлечение всех участников в процесс планирования позволяет лучше проработать детали, дает возможность детям проявить себя, научиться тайм менеджменту. Может быть, дети вообще выскажут очень интересные вещи, выразят свои желания, намерения и поспособствуют внесению коррективов в план.

Следует рассказывать детям, для чего мы составляем план, как долго он для нас актуален и что мы получаем на выходе. Например: «Давай в течение нескольких месяцев в этом году будем вести дневник наблюдений за природой (записывать температуру, делать условные зарисовки, обозначая облачность и виды осадков и т.д.), а в следующем году мы продолжим это дело уже в сравнении с предыдущими показателями, а после — сделаем выводы». Объясните ребенку, почему от вас поступило такое предложение. Потому что это интересно, здорово, мы это изучаем, в этом году у нас курс природоведения. Дети могут предложить в ответ свои обозначения, свои рисунки или какие-то другие идеи. Возможность сравнения результатов наблюдений в этом и следующем году будет стимулировать ребенка. Если ребенок старше 7-8 лет и он заинтересовался, то, возможно, вы просто пару раз покажете ему, как вести такой дневник наблюдений, а потом он будет справляться самостоятельно.

Или вот ребенок записывал в словарь английские слова по одному слову каждый день. Для чего мы это делали? Это было не только для изучения новых слов, но и для того, чтобы научиться писать латинские буквы, совершенствоваться в написании слов кириллицей (запись перевода), просто структуру словаря узнать и понять, видеть строчки, симметрично вести две колонки английских и русских слов и т.д. Ребенок, когда узнает, что он всё это делает, для него это открытие, он вдохновляется, начинает действительно себя контролировать, следить, чтобы всё было ровненько, аккуратно. Опять же он и свои идеи реализует, например, разными цветами всё оформляет.

Расписание, планы лучше иметь в оформленном виде. Можно это сделать от руки или распечатать. На мой взгляд, очень ценны визуальные материалы, сделанные своими руками с участием детей. Когда ещё дети читать-писать не умели, мы составляли режим дня, в котором я записывала время, а они рисовали картинки рядом. Например: 8:00 – петушок (обычно встаем в это время, петушок нас как бы пробуждает своим пением), дальше – зубную щетку, одежду рисовали, потом – молитвослов (книжечку с крестиком), тарелку с кашей, игрушки и т.д. Думаю, тут всё понятно с обозначениями и дети, даже не умеющие читать-писать, ориентироваться по часам, уже знают примерную последовательность действий, знают, что их ждет, они формируют привычки к выполнению рутинных дел, знают, что у них обязательно есть время для занятий и свободное время для игр и прогулок и пр.

Как уже упоминалось в предыдущем пункте, я записываю результаты прошедшего дня: чем мы занимались, какие предметы изучали, какие книги читали и т.п. Это помогает мне увидеть, что мы в действительности делали, что мы освоили. Иногда мне кажется, что мы практически ничего не делали, но если я проанализирую день, то, как правило, мы в такой день, возможно, посетили музей, а потом заглянули к друзьям, где мальчики поиграли в шахматы, девочки бегали и напевали штудии. В итоге у нас нет дней, которые бы проходили совершенно впустую.

  1. Делегация обязанностей. Вы можете найти помощников в лице близких родственников, няни или прихожан вашего храма. Старшие дети тоже зачастую оказывают неоценимую помощь, они знают, как устроен быт внутри семьи и действуют обычно по примеру родителей.

Уверена, что многие участники КБ уже приобрели опыт поддержки и взаимопомощи в сообществе КБ. На занятия очень часто приходят мамы с малышами, и тогда директор, инструктор и просто другие мамы учащихся усердно помогают им. Наше общение может продолжаться и далеко за пределами помещений, в которых проходят занятия. Так, когда я обнаружила, что мы с инструктором «Основ» живем рядом, мы с ней стали подстраховывать друг друга. Теперь я могу сбегать в магазин или МФЦ, ненадолго оставив ей своих детей 7 и 5 лет.

Лично для нашей семьи очень ценна помощь людей, которые разделяют наши взгляды и ценности. Ведь они не заставляют нас чувствовать себя виноватыми за принятые нами решения, не сбивают правильный вектор воспитания, а наоборот, идут рядом с нами, готовы выслушать нас и поделиться опытом. Семейные лагеря и путешествия в такой доброй компании оставят приятные воспоминания как у родителей, так и у детей!

  1. Самостоятельность. Мы начинаем с того, что делегируем детям обязанности по самообслуживанию, а затем и небольшие поручения, связанные с помощью семье в целом: уход за домашними животными и комнатными растениями, сервировка стола, мытье посуды и др. На мой взгляд, как только ребенок дает вам понять, что он может самостоятельно справиться с задачей, нужно не бояться передавать ему эту ответственность. Дети годовалого возраста уже вполне могут есть сами, а не кормиться с ложечки мамой или бабушкой, а трехлетки с минимальной помощью способны одеться, причем даже по-зимнему, с колготами и пр.! Постепенно формируются привычки к выполнению рутинных дел, действия доводятся до автоматизма и становятся машинальными. Дети перестают задумываться над тем, чистить ли им сегодня зубы или нет.

Подростком надо обязательно давать возможность проявить инициативу, ответственность. Они могут взять на себя часть забот о малышах или о людях старшего поколения, которым иногда нужно просто доброе слово, участие, возможность поговорить и быть услышанными.

  1. Отдых. Это неотъемлемая часть, которую надо тоже вносить в планы, а не выкидывать куда-то. Рассчитывать свои силы — это тоже часть планирования. Приведу пример: дети-дошкольники после трехчасового занятия в «Основах», особенно если еще и вставать очень рано и долго добираться, порой нуждаются в дневном сне, так что планировать на этот же день еще какую-то серьезную программу я бы не стала: и сама не справлюсь, и детей замучаю.

Еще хочется отметить особо воскресный день. Для меня этот день —  с одной стороны, отдых, а с другой стороны, труд, духовное усилие. Это такой момент, который сложно человеческим разумом воспринять, и таких моментов на самом деле много в христианстве. Воскресный день — это мы трудимся, но мы и получаем благодать Божию, напитываемся. Господь дает нам силы на следующую неделю.

Для нас важен совместный отдых, поездки куда-то всей семьей. Досуг мы часто связываем также с православными праздниками и памятными датами. В таких случаях легко планировать, опираясь на существующие традиции и обычаи. Дети обычно с нетерпением и трепетом ждут выпекания жаворонков на Благовещение, украшения елки на Рождество и пр.

  1. Реальное выполнение запланированного и регулярность занятий. Составление планов не должно становиться оправданием или прикрытием для безделья! Лучше обозначать примерные сроки реализации планов и как можно скорее переходить к конкретным действиям. Необходимо помнить, что наши проекты ждут своего воплощения в жизнь, и без трудов для этого воплощения они постепенно переходят в грезы, утопию и лопаются, как мыльный пузырь. Если вы склонны строить слишком много планов, то, как вариант, можно расписать какую-то программу минимум (часто в академическом плане это то, что ребенок должен знать по ФГОС) и программу максимум. Минимальный набор дел и его реальное выполнение на практике позволяют нам избавиться от чувства вины, которое порой подстерегает родителей и не дает нам двигаться дальше. Вместо того, чтобы делать что-то, мы сидим и переживаем о том, что не было сделано. Можно, конечно, какие-то упущения фиксировать и впоследствии восполнять пробелы, но мы не должны зацикливаться на неудачах. Уверена, что при разумном составлении программы минимум и регулярном вложении сил и времени в ее выполнение, многие с легкостью перевыполнят план. Вода камень точит, т.е. каждодневное небольшое усилие в итоге приносит огромные плоды.

Установка на реальное выполнение запланированного не исключает гибкости и возможности корректировки планов. Так, если родители видят, что ребенку слишком тяжело осваивать прописи, то они могут и отложить на полгода-год эту работу. Но время, которое было запланировано на эти занятия, я бы перевела не в пассив, а в актив: может, мы будем пиктограммы к штудиям рисовать, создавать рисунки по точкам, закреплять информацию о базовых формах в живописи и т.д. Регулярность, периодичность также очень важна для достижения результата. Это хорошо видно на примере штудий или изучении иностранного языка. Многие ли хорошо помнят то, что не повторяли давно и в изучение чего не вкладывали длительных и постоянных усилий?

  1. Организация рабочего процесса. Для того чтобы успешно начать образовательный процесс дома, на первый взгляд, может ничего не потребоваться. И иногда это действительно так. К примеру, математические вычисления можно производить и повиснув на турнике вниз головой. В то же время для чтения и письма я всё же считаю важным и освещение, и наличие подставки для книг, и крупный шрифт и пр. Обо всем это, безусловно, следует заботиться заранее, чтобы потом, как говорится, локти не кусать, когда вы не сможете найти карандаши для раскрашивания, добротную ручку для занятий по каллиграфии или географические карты для нахождения маршрута Альпийского перехода Суворова. А некоторые задания и исследования вообще предполагают наличие специальных инструментов и приборов (транспортир, циркуль, микроскоп и т.п.). Нам в организации рабочего процесса очень помогает магнитная доска, на которой могут быть визуализированы цели, планы, материалы занятий (штудии, правила, таблицы и др.), личные достижения ребенка и пр.

Многие родители используют в качестве органайзеров для детей пеналы, рюкзаки, сумки, контейнеры, папки. Содержимое этих органайзеров может быть пронумеровано, в учебники и книги вложены закладки, что помогает ребенку самостоятельно справляться с большей частью работы. Детей также нужно приучать к порядку и организованности. Для начала они учатся класть все используемые предметы на то же место, где они их взяли. Мы вместе радуемся тому, что ручки-карандаши и тетради легко найти, линейка тоже на месте, а значит мы сразу же приступаем к измерению длины отрезка. Предоставление необходимых ресурсов и качественных инструментов для работы стимулирует детей к деятельности. Думаю, многим знакомо чувство, когда книгу просто приятно держать в руках, с ней хочется расположиться в кресле и читать, читать, читать. Именно такими материалами нам следует наполнять свои жилища!

  1. Напоминания, заметки. Полагаю, что люди довольно часто используют напоминания на телефоне, чтобы поздравить с днем рождения родных, друзей и коллег. Я также использую напоминания для других дел: сделать заказ в интернет-магазине, позвонить в визовый центр, проверить почту и т.п. Иногда список этих требующих небольшого количества времени дел я просматриваю в свободные минутки и быстренько выполняю что-то из перечня. Когда у нас есть перерыв, лучше не думать глобально, а сделать одно мелкое дело, допустим, пыль протереть (хотя бы в одной комнате). Так свободные минутки сокращают список наших мелких дел.
  2. Лайфхаки. Внутри семьи обычно с годами складываются свои привычки и устои, например, просто ваши знания о предпочтениях мужа и детей сослужат хорошую службу в час икс. Если в холодильнике негусто, а бежать в магазин некогда, то знание о том, что все обожают гречку как нельзя кстати! Наличие сухофруктов, орехов, печенья тоже часто спасает положение. Для младших детей иногда важно иметь какие-то «отвлекалки» — игрушки, способные занять их на какое-то время, пока вы объясняете сложную тему старшему ребенку. Я знаю, что мои младшие девочки любят наклейки, а ещё долго возятся, как ни странно, с гимнастическими лентами.

В любой области деятельности также есть множество специально разработанных секретов — хитростей, которые позволяют провернуть дело быстро и ловко. Такие приемы следует, безусловно, брать на вооружение и активно использовать, когда необходимо ускорить процесс.

Если есть трудности в какой-то сфере, то можно просто сначала разобраться в том, а какие еще есть методы, подходы. Можно совсем с другой стороны подойти и осилить, казалось бы, невозможное за считанные минуты. Приведу лайфхаки из области обучения математике: допустим, вы давно хотите научить ребенка писать цифры, но не идет это дело. Как вам идея взять на улицу мелки и поиграть в классики? Детям легче осознать необходимость какого-то навыка, если он действительно пригождается в жизни. Вот нужно нарисовать классики, пронумеровать квадратики и всё тут! Еще можно играть с ребенком в классики и повторять интервальный счет. Каждый день можно делать разные классики, использую интервал в 2, 3, 4 и т.д., ведь вовсе не обязательно использовать только последовательность 1, 2, 3, 4… А игра в магазин, например, дает большой простор для работы с арифметическими действиями и мерами веса.

Лично меня в академическом плане очень выручают песенки-штудии, а также аудиокниги.

Желательно составить список таких полезных советов, которые вы будете применять в кулинарии, ведении домашнего хозяйства, образовании или работе.

На этом, десятом, пункте, пожалуй, буду заканчивать, еще раз осознав, насколько неисчерпаема и многогранна тема планирования, которая пронизывает всё наше бытие. Если даже мы вдруг решаем ничего не планировать, тем самым мы планируем это ничего, сознательно занимаем пассивную позицию, бросаем штурвал. Но мы знаем, что Господь даровал нам свободу и возможность управлять лодкой своего бытия. Архимандрит Андрей (Конанос) в одной из работ призывал не перекладывать ответственность за свои дела на других: «Давайте главную роль в своей жизни мы сыграем сами. Пусть каждый находит решение в своем борении». Божией помощи вам, дорогие читатели, на этом пути!

 

Автор текста: Ольга Федотова

БЛОГ КБ — это площадка обмена знаниями и опытом любителей классического образования. Мнения авторов БЛОГА КБ могут не совпадать с официальной точкой зрения программы Классические беседы. Если Вы — любитель эпистолярного жанра и изучаете классическое образование, присылайте статьи в нашу редакцию на info@classical-conversations.ru с темой БЛОГ КБ.

: обучение в семье, планирование, семья, тайм-менеджмент
irina
Предыдущая запись ПОЧЕМУ У ПОДРОСТКОВ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ С ГЕОГРАФИЕЙ? Следующая запись ИГРА «БИТВА» для повторения штудий в курсе ОСНОВЫ 

Похожие записи

ЧЕТЫРЕ ВАЖНЫХ МОМЕНТА ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА НА СО

Март 23, 2019irina

15 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ ВАМ НУЖНО ЗНАТЬ, ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К «КЛАССИЧЕСКИМ БЕСЕДАМ»

Август 19, 2019irina

Свежие записи

  • Политика в отношении обработки персональных данных Февраль 3, 2020
  • Об отношении Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства к семейному образованию и программе «Классические беседы» Декабрь 6, 2019
  • ГЕОГРАФИЯ В МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЯХ Ноябрь 6, 2019
  • Краткий обзор классического образования в античности Ноябрь 6, 2019

Новости

Февраль 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728  

Метки

Основы СО Семейное Образование ЦПСО вопросы вызов география грамматика доклады знакомство игра инструменты учебы интервальный счет интересный факт историческое предложение история картография карты классический подход ключи латынь математика метод метод сократа наизусть наука образование обсуждение обучение в семье опыт отзыв планирование повторение подготовка презентации семья тайм-менеджмент теория тривиум цифры и факты чтение школа штудии эмпирика языки

Рубрики

  • Uncategorized (2)
  • Воспитание (11)
  • Вызов (5)
    • Картография (1)
  • Заметки (3)
    • Ключи (1)
    • Основы (2)
  • Интервью (3)
  • История (2)
  • Латынь (4)
  • Отзывы (2)
    • Ключи (2)
  • Планирование (2)
  • Семейное образование (10)
  • Статистика (2)
  • Теория (32)
    • Классический метод (11)
    • Основы (19)
      • География (1)
      • Математика (2)
      • Наука (1)
      • Презентация (2)
  • Чтение (1)

О нас

«Классические беседы» — это обучение своими силами в кругу друзей!

Контакты

ООО «Классические беседы». Адрес: Лазоревый пр. 2-68, Москва, 129323, РФ
info@classicalbooks.ru
YouTube
Vkontakte

© 2020 Классические беседы

  • О нас
  • О программе
    • Классическое образование
    • Основы
    • Ключи
    • Вызов
  • СМИ о нас
  • КБ Блог
    • Статьи
    • Подкасты
    • Эфиры
  • Контакты