Блог о семейном образовании
разумныйзамысел.рф
Интернет магазин
Узнать стоимостьНайти группу КБ около васНачать обучение
Контакты
Facebook
YouTube
Instagram
Vkontakte
  • О сообществе
    • О сообществе — общее
    • История КБ в России
    • Структура сообщества
    • Директор КБ
    • Инструктор Основы/Ключи
    • Ведущий Вызова
  • О программе
    • О программе — общее
    • Основы
    • Ключи
    • Вызов
    • Отзывы о программе
    • Классическое образование
  • СМИ о нас
  • Ресурсы
    • Информационная встреча
    • Родительские практикумы
    • Открытый урок
  • КБ Блог
    • Статьи
    • Подкасты
    • Эфиры
Магазин

Обзор основных подходов к семейному образованию

Июль 8, 2019irinaКлассический метод, Семейное образование, Теория

Говорят, что у каждой семьи свой подход к домашнему обучению. Это раздражает. 🤨Хоть и звучит красиво и, вообще-то, так и есть :), но у новичка резонные вопросы. Как? — “Только не как в школе!” О! За такой ответ тоже спасибо не хочется говорить… С чего же начать? Есть же какой-то подход? Система? Ну что-то? Чтобы не совсем в пустоту и с чистого листа.⠀
⠀
Однако, семейное образование очень разное только на первый взгляд. Примерно, так же как с домашней кухней. Она у всех хозяек разная, но базовый набор жиров, белков и углеводов — одинаковый.⠀
⠀
Предлагаю обзор основных подходов к семейному образованию, не претендуя на всеобъемлемость и завершенность классификации. Предлагайте в комментариях, что можно еще порекомендовать новичкам. Обзор будет также полезен семейникам со стажем для новых идей и вдохновения на следующий учебный год, если вам хочется что-то изменить. Так же как с едой: блюдо из китайской или мексиканской кухни может внести разнообразие и новые впечатления в обычный семейный ужин. Пробуйте, смешивайте, перенимайте!⠀
⠀
📖Традиционная школа дома⠀
⠀
Традиционным подходом принято считать классно-урочную систему: школьная программа, школьные учебники, аттестация по ФГОС. Многие с этого и начинают, и заканчивают. Не вижу ничего в этом такого. 🤕⠀
Это понятная любому родителю система, потому что он через нее сам прошел и понимает, как все устроено. Берешь учебник, изучаешь, делаешь упражнения, сдаешь, получаешь оценку профессионального учителя или онлайн Школы. Ребенок только физически не находится в школе, но во всем остальном система сохраняется⠀
⠀
✍Инструменты традиционной школы: четкий план, организация времени, измеримость результата, доступность онлайн ресурсов, возможно минимальное участие родителя в случае подключения к онлайн школе.⠀
⠀
📖Анскулинг (Unschooling — неучение)⠀
⠀
Слышали? Это полный хаос для школьного учителя и среднестатистического родителя. Никаких программ, никаких планов, никаких экзаменов… Сколько анскулеров — столько и определений этой “неучебы”. Подход основан на том, что дети от природы любопытны и надо просто идти за интересами детей.

Если сохранять и поддерживать любопытство ребенка, то он сам погрузится в паутину знаний и всему научится. “Неучение”, однако, требует едва ли не больше времени и усилий от родителей: наблюдать и выявлять интересы, обеспечивать реализацию интереса (кружки, книги, фильмы, поездки, обсуждение темы интереса и т.д.).

Основная идея, на мой взгляд, — ребенок отвечает за свое собственное образование. Он не один, но он “за рулем”. Говорят, это приносит большие дивиденды в виде значимых открытий и высокого интеллектуального развития и самостоятельности, однако, если вы не настолько экстремальны (пока:), то читайте дальше. Есть и другие варианты. ✍Инструменты анскулинга: следуйте за интересом ребенка, самостоятельность и свобода выбора

📖Тематическое погружение

В основе — тема. Заинтересовали вашего ребенка волынки… Ну вдруг? И вы начинаете эти волынки изучать с точки зрения разных предметов. Откуда они взялись, эти волынки, кто их изобрел (история), где они распространены (география + история), как звук извлекается (физика), с какой силой надо в нее дунуть, чтобы порвать (математика+физика). Можно еще на ней поучиться поиграть или сходить на концерт волынщиков…

Надеюсь я не переборщила с юмором. Без сарказма, честное слово, это очень классный подход. И его стоит пробовать. Возможно не на регулярной основе, он все-таки требует очень широкого родительского кругозора и серьезной подготовки. Но то, что это интересно, познавательно, развивает межпредметные связи и формирует целостную картину мира — вне всяких сомнений. Такие погружения подтверждены педагогической практикой (вот так аллитерация вышла), так что попробуйте, может не с волынками, хотя тоже — вещь непростая и древняя.

В качестве темы может выступить природный объект, событие, дата, какой-то человек, научное открытие, изобретение, географическое место и так далее. ✍Инструменты Тематического погружения: межпредметность, широкий взгляд на предмет изучения.

📖Классический подход

Классическое образование основано на трехчастном процессе: грамматике, логике и риторике. Эти ступени проявляются, во-первых, в подаче материала в зависимости от возраста ученика.⠀

На этапе грамматики (до 7-8 лет) дети легко запоминают большие объемы информации, поэтому вы закладываете основу, запоминаете множество фактов, учитесь, как учиться. Логический этап начинается с 8-9 лет, фокус смещается на рассуждение и аналитическое мышление. Вы ищите взаимосвязи и логику во всем, с чем сталкиваетесь. Старшеклассники переходят на риторическую стадию, которая применяет правила логики к основам навыков, усвоенных в младшем возрасте.

Важное место в классическом подходе также занимает овладение инструментами учебы. Считается, что все выучить невозможно, поэтому необходимо концентрироваться на процессе обучения, оттачивая сами учебные навыки и привычки. #классическиебеседы@classconv

📖Инструменты классического подхода: концентрация на инструментах учебы, опора на ступени в развитии ребенка и формировании навыков.

Альтернативная педагогика

Альтернативная она только по отношению к традиционной школе Я.А.Коменского, а так вполне себе завершенные педагогические системы, научно обоснованные и всемирно распространенные, обкатанные на нескольких поколениях.
Это блок авторских методик, которые могут использоваться в том числе и в семейном образовании. Они все по-своему прекрасны. Но требуют погружения родителя в подход или же регулярной консультации педагога, владеющего соответствующей методикой. 🔗Эклектика

Красивое слово и подход, что называется, мой! Отдельные предметы дети изучают в онлайн школе, основной же формой занятий для нас сейчас является классический подход. При этом утренние занятия, когда мы занимаемся одновременно все вместе, могут строиться по методике Шарлотты Мейсон или можем устроить недельный квест по тематическому погружению. Правда, вот с анскулингом у нас не очень. Чего-то не могу довериться и все пустить на самотек… Хотя, вот, видимо, чем мы занимаемся на каникулах!

К сожалению, закончу, как все: для каждого ребенка подойдет свой метод, для каждой семьи — свой подход к семейному образованию. Но теперь вы знаете, с чего можно начать свой поиск идеальной модели.

С Богом!
Приятной учебы! ⠀

А какой подход в семейном образовании у вас? Пишите, интересно, поделитесь своими наработками😊
===================================================================
Автор текста Наталья Блинова

: метод, образование, Семейное Образование
irina
Предыдущая запись 10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ЛАТЫНИ  Следующая запись ИСКУССТВО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ РЕБЕНКУ

Похожие записи

В ВУЗ после обучения по программе «Классические Беседы»

Февраль 22, 2018irina

О РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОГРАММЕ «КЛАССИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ» 

Июнь 9, 2019irina

ЧЕТЫРЕ ВАЖНЫХ МОМЕНТА ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА НА СО

Март 23, 2019irina

Свежие записи

  • Политика в отношении обработки персональных данных Февраль 3, 2020
  • Об отношении Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства к семейному образованию и программе «Классические беседы» Декабрь 6, 2019
  • ГЕОГРАФИЯ В МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЯХ Ноябрь 6, 2019
  • Краткий обзор классического образования в античности Ноябрь 6, 2019

Новости

Февраль 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Метки

Основы СО Семейное Образование ЦПСО вопросы вызов география грамматика доклады знакомство игра инструменты учебы интервальный счет интересный факт историческое предложение история картография карты классический подход ключи латынь математика метод метод сократа наизусть наука образование обсуждение обучение в семье опыт отзыв планирование повторение подготовка презентации семья тайм-менеджмент теория тривиум цифры и факты чтение школа штудии эмпирика языки

Рубрики

  • Uncategorized (2)
  • Воспитание (11)
  • Вызов (5)
    • Картография (1)
  • Заметки (3)
    • Ключи (1)
    • Основы (2)
  • Интервью (3)
  • История (2)
  • Латынь (4)
  • Отзывы (2)
    • Ключи (2)
  • Планирование (2)
  • Семейное образование (10)
  • Статистика (2)
  • Теория (32)
    • Классический метод (11)
    • Основы (19)
      • География (1)
      • Математика (2)
      • Наука (1)
      • Презентация (2)
  • Чтение (1)

О нас

«Классические беседы» – сообщество классического семейного образования, реализуемое в форме небольших объединений семей, разделяющих традиционные христианские ценности. Мы помогаем родителям, обучающим детей дома, вне школ, дать своим детям качественное образование и обеспечить позитивную социализацию в содружестве с другими семьями.

Учебные материалы программы не противоречат православному учению и мировоззрению. Программа предназначена для обучения вне образовательных учреждений. Заключение по двум нашим концептуальными книгам доктора богословия, профессора ПСТГУ (Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет) А. Л. Дворкина доступно по ссылкам здесь и здесь. 

Контакты

ООО «Классические беседы». Адрес: Лазоревый пр. 2-68, Москва, 129323, РФ
admin@classical-conversations.ru
Facebook
YouTube
Instagram
Vkontakte

Принять участие

  • Договор-оферта с родителем
  • Договор-оферта с Инициатором сообщества
  • Политика конфиденциальности
  • Запись в группы КБ
  • Запись на Практикумы для родителей

© 2020 Классические беседы

  • О сообществе
    • О сообществе — общее
    • История КБ в России
    • Структура сообщества
    • Директор КБ
    • Инструктор Основы/Ключи
    • Ведущий Вызова
  • О программе
    • О программе — общее
    • Основы
    • Ключи
    • Вызов
    • Отзывы о программе
    • Классическое образование
  • СМИ о нас
  • Ресурсы
    • Информационная встреча
    • Родительские практикумы
    • Открытый урок
  • КБ Блог
    • Статьи
    • Подкасты
    • Эфиры