

Не думаю, что «открою вам Америку», но вдруг?) Классический метод обучения в том виде, каким его описала и тем самым вдохнула в него новую жизнь Дороти Сейерз, используется не только для семейного образования и не только «Классическими беседами». Около 300 школ в США объединились в Ассоциацию классических христианских школ (https://classicalchristian.org), где придерживаются именно этого подхода в своем учебном плане.
На сайте Ассоциации можно увидеть историю возрождения классического образования в Америке. В 1980 году независимо друг от друга (и даже не подозревая о существовании друг друга) в разных штатах открылись минимум 3 школы, взявшие в основу своей программы классический метод образования, как его описала Дороти Сейерз, рассматривая искусства тривиума не как отдельные предметы, а как инструменты учебы, обращая внимание на соответствие стадий развития ребенка ступеням тривиума и т.п.
Этот момент и служит точкой отсчета начала движения за классическое образования. В 1991 году основатель одной из трех упомянутых выше школ Дуглас Вилсон (Douglas Wilson) написал книгу «Восстанавливая утраченные инструменты учебы» по мотивам эссе Дороти Сейерз «Утраченные инструменты учебы» (https://classical-conversations.ru/ura4ennye-instrume..) . В книге (я ее прочла) по сути излагается еще раз эссе Д. Сейерз с небольшими добавлениями-размышлениями Д.Вилсона на тему важности возвращения к классическому образованию, основах христианской цивилизации, необходимости изучения латыни. Несколько подробнее нежели в эссе рассматриваются три стадии тривиума (например, в параграф про риторику добавлены описания 5 канонов риторики).
Данная книга дала мощный толчок к развитию КХО и за несколько последующих лет была основана уже более чем сотня школ, применяющая этот метод. К 1994 году в ответ на все возрастающий интерес к КХО была создана Ассоциация классических христианских школ, просвещающая и проводящая обучение по этой теме. К 2000м годам уже в сотнях школ по всей стране учились десятки тысяч учеников. Этот поистине беспрецедентный факт возрождения утерянного классического подхода кардинально изменил ландшафт не только христианского, но и светского образования в США. Вслед за школами многие «хоумскулеры» стали использовать учебные планы, базирующиеся на классическом методе образования.
Таким образом интерес к эссе Дороти Сейерз (речь, произнесенная в Оксфорде в 1947 г.) способствовал появлению и развитию целого движения классически обучающих школ и родителей на семейном образовании.
На данный момент (данные 2016 г.) в Ассоциации 290 членов (школы и образовательные организации), в которых обучается более сорока тысяч учеников. Ассоциация проводит и выступает генеральным спонсором крупнейшей в США конференции по КХО «Восстановление руин».
Ставя в первую очередь перед педагогами, родителями и учениками цели христианского совершенствования: познания Истины, Блага и Красоты, тем не менее академические результаты выпускников школ КХО приятно удивляют. Они превосходят в среднем на 10-15% по всем параметрам (вкл. аналоги ЕГЭ SAT и ACT) выпускников всех других типов школ — государственных, религиозных и даже частных (данные 2018 года https://classicalchristian.org/measure-it/) (Надо признать хоумскулеров в этих исследованиях нет😊). Выпускники поступают практически в любой выбранный ими ВУЗ.
Возможно успехи эти неудивительны в сфере гуманитарных дисциплин, но оказывается студенты КХО показывают отличные результаты и по математике тоже. Как я прочла в обращении директора одной из школ, ученики показывают настолько блестящие академические результаты, что им следует быть особенно осторожными к себе в духовном плане, так как их может настигнуть «искушение гордостью». Этот же мудрый директор утверждает, что достигаемые результаты возможны не из-за какой-то исключительной выборки студентов, не из-за их чрезвычайного ума или таланта, а благодаря проверенным тысячелетиями классическим инструментам учебы, которые школьники получают во время занятий.
Однако, как пишется на сайте Ассоциации, следует удивляться не только показанным баллам, но и отличиям в поведении, характере, «уравновешенности и мудрости» учеников школ КХО-типа. «Они уверены в себе и вежливы. Они радуются. Они думают», — так характеризует учеников по все стране президент Ассоциации David Goodwin, который по долгу службы сталкивается со школьниками ежедневно.
Примечателен тот факт, что в уставах школ (я посмотрела несколько) обязательно отдельно акцентируется, что Родители в классических школах не предполагают, что образование это ответственность школы (!). Они (родители) понимают, что школа помогает (!) им выполнять свои обязанности.
Даст Бог, и у нас в России появятся школы, использующие классический метод, и еще больше детей получат прекрасные инструменты учебы! Семейное образование – мой личный выбор, которым я с удовольствие делюсь, но никому не навязываю. При этом я бы хотела, чтобы утраченные искусства тривиума были доступны как можно большему количеству детей.
Всем помощи Божией!
==========================
Автор текста: Катерина Урлик
БЛОГ КБ — это площадка обмена знаниями и опытом любителей классического образования. Мнения авторов БЛОГА КБ могут не совпадать с официальной точкой зрения программы Классические беседы. Если Вы — любитель эпистолярного жанра и изучаете классическое образование, присылайте статьи в нашу редакцию на info@classical-conversations.ru с темой БЛОГ КБ.