Страх выступлений, по разным оценкам, испытывают до 95% людей – это один из самых распространенных социальных страхов. Однако, избежать выступлений практически невозможно, каждый человек когда-либо оказывается перед аудиторией, будь то декламация стихотворения, защита дипломной работы или презентация проектного решения. Обуздать свои эмоции перед другими людьми, чье внимание пытливо приковано к вам, с первого раза крайне трудно. Но нет ничего невозможного. Регулярное усилие приводит к результату, главное – система и последовательность.
Одна из целей еженедельных занятий в группах курса «Основы»: научить детей выступать перед аудиторией. Все происходит в дружественной атмосфере в присутствии родителей и детей. Можно не бояться ошибиться, никто не будет смеяться или критиковать, потому что есть правила поведения во время презентации: слушать внимательно докладчика, проявлять уважение и задавать вопросы после выступления, которое по регламенту должно быть не более 3-х минут. Кажется, все просто, но одновременно сложно! Просто – ну что такого, выходи и говори. Сложно – нужно знать, о чем говорить и как. И вот здесь начинается самое интересное, с чего начать?
Решая проблему преодоления страха выступления, первым делом мы рекомендуем сосредоточиться на форме – самом выступлении – а не на содержании. Работа с содержанием важна и непременно последует, когда ребенок почувствует свою уверенность. Поэтому первые выступления дети часто делают со своего места, с участием и помощью родителей. При выборе темы стоит руководствоваться искренним желанием ребенка чем-то поделиться, замечать, о чем он сам хотел бы рассказать.
Мы в «Классических беседах» предлагаем использовать простой алгоритм действий, чтобы выступление состоялось и оставило лишь положительные эмоции. Итак, подготовка к докладу:
1. Постановка вопроса, о чем и для кого будет доклад.
Предметом доклада может стать что угодно, важно, чтобы ребенку хотелось об этом рассказать, было ему по силам. Здесь возможны два варианта развития событий: тем слишком много и тогда нужно помочь определиться с приоритетной (или составить график тем на несколько недель вперед) и, наоборот, темы нет и о чем рассказывать нет ни малейшего представления. Второй случай более вероятен, если готовиться к докладу накануне занятия. Однако, если начинать подготовку за неделю, то будет возможность отследить события, вызвавшие неподдельный интерес ребенка и, например, записать их в список идей к докладу. Так, постройка Великой китайской стены из кубиков или привлекшие внимание картинки могут натолкнуть на тему выступления.
2. Подумать, как донести свою тему, чтобы вызвать желание слушать, чтобы это было понятно.
Здесь главный совет: не составлять текст за ребенка и не заставлять пересказывать книги близко к тексту. Доклад должен быть живым рассказом ребенка, а значит, содержание должно быть ему понятно и для него значимо.
3. Спросить себя, что мне уже известно об этой теме, нужны ли еще внешние источники, где можно поискать информацию.
В зависимости от возраста докладчика стоит регулировать уровень источников, которыми могут быть как рассказы родных и близких (например, если ребенок еще не читает), так и научно-популярные статьи из энциклопедий или исследований.
4. Составить план выступления с учетом ограничений в 3 минуты.
Помним, что план должен быть понятен ребенку, а значит, он может быть написан как угодно (шифром, по диагонали, рисунками или разноцветными ручками). План – это упорядочивание мыслей, организация последовательности речи, а не экзаменационная работа по чистописанию. Для учеников курса «Ключи» навык составления опорной схемы будет в помощь при составлении плана своего выступления. И, конечно, очень важно, чтобы ребенок потренировался дома выступать по составленному плану и укладываться в 3 минуты.
5. Нужны ли наглядные материалы для подкрепления текста.
Рисунки, чертежи и прочая визуализация только приветствуются. Для младших детей творчество может послужить дополнительной мотивацией к выступлению, а старшие дети смогут попрактиковаться в схематическом представлении содержания.
Эти 5 простых шагов не дают готового решения — они заставляют задавать самому себе вопросы и искать ответы. Тут нет готовых решений. Каждый доклад будет уникальным.
Приведем ниже пример подготовки к докладу ученика из сообщества КБ: мальчика, которому едва исполнилось 6 лет
День 1
- Ищет тему для доклада
- Нашел интересные картинки, читает об этом
День 2
- Готовит демонстрационный материал
- Пишет «тайными знаками» текст доклада, что-то берет из энциклопедии, что-то из уже полученных знаний
День 3
- Вносит поправки в текст, добавляет что-то из других источников и доделывает демонстрационный материал, если нужно.
День 4
- Репетиция доклада, вносит последние правки
День 5
- Выступление в сообществе
Получается, что эти простые действия решают весьма сложные задачи:
День 1 — Понимать, что нужно сделать для подготовки
День 2 — Задавать себе вопросы, как это сделать
День 3 — Выбрать подходящий способ решения
День 4 — Запомнить то, что ты хочешь сказать
День 5 — Озвучить на занятии свой доклад. Обратите внимание, что без репетиции дома не обойтись. Какая бы замечательная тема ни была, но, если излагать ее монотонным голосом или читать с листа, все уснут. Поэтому стоит потренироваться рассказывать так, как будто вы повествуете о чем-то для вас очень интересном, и эмоции захватывают дух. Вот тогда ваша увлеченность завладеет вниманием слушателей. И результат будет достигнут: ваша презентация пройдет на «Ура!».