Блог о семейном образовании
разумныйзамысел.рф
Интернет магазин
Узнать стоимостьНайти группу КБ около васНачать обучение
Контакты
YouTube
Vkontakte
  • О нас
  • О программе
    • Классическое образование
    • Основы
    • Ключи
    • Вызов
  • СМИ о нас
  • КБ Блог
    • Статьи
    • Подкасты
    • Эфиры
  • Контакты
Магазин

Классические инструменты обучения – что это и как их применять?

Июнь 14, 2019irinaКлассический метод, ТеорияКомментариев нет

Участвуя в очередном обучении, поймала себя на мысли, что понять и принять существование инструментов обучения, а именно некоего алгоритма, научающего нас упорядочиванию мышления, тяжело, именно потому, что, как ясно и ёмко сформулировала Дороти Ли Сэйерс: «Огромная разница в акцентах между двумя концепциями образования сводится к следующему: современное образование сосредоточено на «преподавании предметов», оставляя учащегося схватывать метод мышления, аргументации и выражения своих умозаключений по ходу дела; средневековое же образование было сосредоточено, в первую очередь, на формировании инструментов учебы и обучению обращению с ними, используя предметы лишь в виде куска материала, чтобы практиковаться на нем, пока инструмент не станет продолжением тебя.»

Т.е. мы не видим инструменты, потому что привыкли схватывать «метод мышления и аргументации» как придется, по ходу дела, не формализуя его и не придавая ему вид алгоритма. Мышлением наделен каждый, это дар от Господа – способность мыслить, но, как и многое другое, мышление необходимо взращивать, развивать, упорядочивать, иначе оно скачет. Например, там, где стоило бы начать с Определения, мы кидаемся подмечать различия (топос Сравнение), хотя, вероятно, мы говорим о чем-то одном, но не договорились друг с другом о чем именно.

Поэтому в широком смысле «классические инструменты обучения», как бы не избито звучало – это тривиум, а именно: Грамматика (развиваем 5 ключевых навыков: называние, внимание, запоминание, выражение, повествование), Диалектика (учимся применять 5 топосов Аристотеля: Определение, Сравнение, Обстоятельства, Отношения они же Взаимосвязи, Свидетельства) и Риторика (учимся применять 5 канонов риторики: Инвенция, Диспозиция, Элокуция, Мемория, Акция).

А в узком смысле, но тут мы уходим в частности программы «Классические беседы», инструментами обучения являются:

— Штудии — это инструмент, тренирующий навыки «Называние и Запоминание». Можно сказать «жук», а можно сказать «Бронзовка золотая», и то, и то будет называние, но оно качественно отличается. Мы целенаправленно расширяем словарный запас детей, т.к. это естественно в возрасте 4-11 лет, формируя благодаря этому опору, чтобы перейдя к диалектике дети не боялись уже незнакомых слов (логических объектов / единиц мышления), ведь они им знакомы, они ими присвоены, выучены. И речь не только о словах, но об опорных фактах, законах, понятиях. Важно (!) на этапе диалектики отталкиваться от того, что ребенок знает, что ему знакомо, тогда это будет восприниматься с готовностью.

— Доклады — это инструмент! Особенно, если готовить их ориентируясь на 5 топосов, представляющие собой структуру рассуждения.

— Хронология — это инструмент. Лента времени или синхронистические таблицы — это хорошо известный инструмент упорядоченного изучения мировой истории, помогающий сформировать общее представление о всех ключевых событиях и провести параллели между ними.

— Научный эксперимент, он же научный метод: постановка вопроса, предварительное изучение, гипотеза, эксперимент, анализ, выводы — это инструмент познания.

— Опорные схемы в курсе «Ключи» — это инструмент, который эффективно учит вычленять главное.

— Процесс выявления взаимосвязей слов в предложении — это инструмент! Главное слово, зависимое слово, какой тип связи между ними и т.д. — это структурирование мышления, лучшее понимание содержания и контекста.

Вспомним, что в классическом подходе изучение древних (античных) языков, в особенности латыни, воспринималось не иначе, как дисциплиной для ума, самодостаточным инструментом развития мышления. «Даже просто в смысле языка ни один новейший европейский язык не представляет такого ценного упражнения для ума, как языки Греции и Рима, вследствие их правильного и сложного устройства. Рассмотрим на минуту, что такое грамматика. Это — самая элементарная часть логики. Это — начальный анализ процесса мышления. Начала и правила грамматики суть средства, которыми формы языка приводятся в соответствие с общими формами мысли. Различения между разными частями речи, между падежами имен, наклонениями и временами глаголов, значениями частиц, суть различения в мысли, а не в одних словах.», — Джон Стюарт Милль.

Продолжать можно долго, вся программа «Классические беседы» сплошь состоит из инструментов обучения. Но, понять это проще, если начать практиковаться в их применении.

И, наконец, мне лично многое дали выступления Филипа Мамалакиса на Международной конференции семейного образования, проходившей 25-26 мая 2019 года в Москве. И хотя речь практикующего семейного психолога, многодетного отца и богослова была вовсе не об инструментах обучения, она подтолкнула мои размышления и в эту сторону тоже. Важно, что мы держим в фокусе нашего внимания, на чем сосредотачиваемся в нашей повседневной жизни и в ежеминутных ситуациях. Если на грязных ботинках, то мы транслируем детям, что главное для нас вещи, если же мы сначала замечаем ребенка и находим для него добрые участливые слова, а потом уже просим убрать грязную обувь, то мы транслируем ему, что важен он — человек, более того, показываем ему пример божественной любви, как нас любит Христос. При этом в обоих случаях в итоге ребенок убирает свои грязные ботинки. Так и в обучении, что мы держим в фокусе нашего внимания и внимания ребенка, что для нас главное — факт решения задачи, количество решенных задач, или ход рассуждений? Важно правильное выполнение задания или то, как сам ход выполнения задания повлиял на умение мыслить?

==========================

Автор текста: Дарья Аношкина @daria.anoshkina_saratov

БЛОГ КБ — это площадка обмена знаниями и опытом любителей классического образования. Мнения авторов БЛОГА КБ могут не совпадать с официальной точкой зрения программы Классические беседы. Если Вы — любитель эпистолярного жанра и изучаете классическое образование, присылайте статьи в нашу редакцию на info@classical-conversations.ru с темой БЛОГ КБ.

: инструменты учебы, классический подход, тривиум
irina
Предыдущая запись НАША СИЛА — В ПРОСТОТЕ! Следующая запись Интервальный счет

Похожие записи

Утраченные инструменты учебы

Май 14, 2017irina

ОБ УЧАСТИИ РОДИТЕЛЕЙ В ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ДЕТЕЙ 

Август 19, 2019irina

ОПЫТ КЛАССИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ

Август 19, 2019irina

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Политика в отношении обработки персональных данных Февраль 3, 2020
  • Об отношении Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства к семейному образованию и программе «Классические беседы» Декабрь 6, 2019
  • ГЕОГРАФИЯ В МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЯХ Ноябрь 6, 2019
  • Краткий обзор классического образования в античности Ноябрь 6, 2019

Новости

Февраль 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728  

Метки

Основы СО Семейное Образование ЦПСО вопросы вызов география грамматика доклады знакомство игра инструменты учебы интервальный счет интересный факт историческое предложение история картография карты классический подход ключи латынь математика метод метод сократа наизусть наука образование обсуждение обучение в семье опыт отзыв планирование повторение подготовка презентации семья тайм-менеджмент теория тривиум цифры и факты чтение школа штудии эмпирика языки

Рубрики

  • Uncategorized (2)
  • Воспитание (11)
  • Вызов (5)
    • Картография (1)
  • Заметки (3)
    • Ключи (1)
    • Основы (2)
  • Интервью (3)
  • История (2)
  • Латынь (4)
  • Отзывы (2)
    • Ключи (2)
  • Планирование (2)
  • Семейное образование (10)
  • Статистика (2)
  • Теория (32)
    • Классический метод (11)
    • Основы (19)
      • География (1)
      • Математика (2)
      • Наука (1)
      • Презентация (2)
  • Чтение (1)

О нас

«Классические беседы» — это обучение своими силами в кругу друзей!

Контакты

ООО «Классические беседы». Адрес: Лазоревый пр. 2-68, Москва, 129323, РФ
info@classicalbooks.ru
YouTube
Vkontakte

© 2020 Классические беседы

  • О нас
  • О программе
    • Классическое образование
    • Основы
    • Ключи
    • Вызов
  • СМИ о нас
  • КБ Блог
    • Статьи
    • Подкасты
    • Эфиры
  • Контакты