

Чтобы открыть новые части света, нужно иметь
смелость потерять из виду старые берега.
Андре Жид
Путь семейного образования – это путь перемен в самом себе прежде всего. Не будучи готовым к переменам, эту дорогу нам осилить будет и тяжелее, и энергозатранее. Это связано с тем, что мы вступили на путь, который выбирает абсолютное и незначимое меньшинство. Даже в Америке, где семейное образование довольно популярно, где существует разнообразие программ поддержки СО, где недовольство школами давнишнее и серьезное, где СО не как единичное явление существует уже более 40 лет, даже там выбирают СО всего 3,5% населения (процент от общего количества школьников; данные 2012 года). Это не мейнстрим, а обочина дороги! А это значит, что нас постоянно будет выбивать из нашей зоны комфорта. Наша самоуверенность будет подвергаться атаке практически ежедневно: а ту ли программу я выбрал для своего ребенка, а достаточное ли количество заданий/примеров/упражнений он сделал, а смогу ли я преподать химию и физику, а как же алгебра и тригонометрия, а точно ли у меня получится научить ребенка писать/читать/считать и т.п.. Количество задаваемых себе вопросов всегда будет превышать количество ответов. Один вызов будет сменяться другим. Уже не пройдет оправдание наподобие «все так росли и ничего, выросли, людьми стали» или «это работает для большинства, значит и мне подойдет», потому что как раз большинство делает по-другому.
Когда мы становимся на путь семейного образования, то сам процесс, выбранная программа, ребенок/дети меняют нас. Особенно, если мы открыты к этим изменениям!
Что именно подвержено переосмыслению и преобразованию во время СО:
— Понимание того, как происходит обучение, т.е. образовательный процесс;
— Установки о дисциплине в семье;
— Мнения о месте учителя в образовательном процессе;
— Восприятие классно-урочной системы, домашнего задания, отработки навыка;
— Видение роли учебного плана, учебников, методичек, других ресурсов;
— Оценка таких качеств как терпение, систематичность и последовательность;
— Отношение ко времени;
— Цели образования собственных детей, т.е. зачем мы их учим и к чему хотим прийти;
— Даже в целом глобальное понимание целей образования;
— Потребность побыть в одиночестве;
— Степень необходимости поддержки, наличия сообщества и единомышленников;
— Терпимость к хаосу, беспорядку;
— Готовность к спонтанности, к смене траектории;
— Рассуждения о значимости оценок, баллов, тестов, аттестаций и т.п;
— Отношение к оплачиваемой и неоплачиваемой работе, волонтерству;
— Багаж собственных академических знаний;
— Даже глубина собственной «православности» или иной «религиозности»;
— Приоритетность задач;
— Восприятие своих собственных детей в том состоянии, в котором они находятся именно «здесь и сейчас».
На самом деле, если что-то из вышеперечисленного НЕ меняется, то это тревожный звоночек, который может говорить о том, что СО не так продуктивно и успешно, а главное радостно, как оно может быть. Возможно мы НЕ слышим, НЕ чувствуем, чему учит нас ситуация и собственные дети. Многие, перейдя на СО, продолжают мыслить школьными категориями и шаблонами, что часто приводит к краху всего их семейного образования. Так и не поняв, что такое СО, насколько этот путь отличается от привычного, родители отказываются от него и возвращают детей в школу, опуская руки и говоря «Нет, это не для меня!» или «Нет, это не для моего ребенка!».
Если мы будем упираться и категорически отказываться меняться, то упустим огромные возможности для личностного роста. Мы упустим возможность не только учить своих детей, но и учиться ОТ них. Способность родителей «изменить всё» – это секретный ингредиент семейного образования.
Мы – родители на СО, и за нами пристально наблюдают, и прежде всего наши собственные дети! Мы можем научить их и этому тоже – не бояться меняться и менять!
Помощи Божьей всем на выбранном пути!
==========================
Автор текста: Катерина Урлик
БЛОГ КБ — это площадка обмена знаниями и опытом любителей классического образования. Мнения авторов БЛОГА КБ могут не совпадать с официальной точкой зрения программы Классические беседы. Если Вы — любитель эпистолярного жанра и изучаете классическое образование, присылайте статьи в нашу редакцию на info@classical-conversations.ru с темой БЛОГ КБ.