Пробовали ли вы когда-нибудь срисовывать? Думаю, вы старались скопировать каждую деталь, каждый штрих, а может, даже использовали кальку, чтобы обвести рисунок точно по контурам?
А вот рисовать с натуры, возможно, доводилось не всем, однако те, кто обучался в художественной школе, обязательно значительную часть времени посвящали именно этому. Данный вид рисования учит изображать действительность в правдивых образах, тренирует зрительную память и глазомерные функции, формирует пространственные представления, развивает способности к анализу и синтезу. И когда рисование с натуры освоено в полной мере, художник способен создавать качественные работы по памяти и по представлению. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» писал о важности прилежания, старательности и многократного повторения при совершенствовании техники: «Если ты хочешь хорошо запомнить изученную вещь, то придерживайся следующего способа: когда ты срисовал один и тот же предмет столько раз, что он, по-твоему, [как следует] запомнился, то попробуй сделать его без образца».
Теперь представьте, что мы — ученики в мастерской художника, на столе перед нами — яблоко. И вот учитель просит нас нарисовать это реальное яблоко, а не нашу идею о том, как оно выглядит. Он учит нас тому, что цвет и свет взаимодействуют друг с другом. Возможно, красное яблоко не выглядит красным, а кажется чуть темнее или светлее, поэтому постарайтесь передать именно тот цвет, который вы видите в заданных условиях. И нет, нет, не рисуйте воображаемое яблоко, возникающее в ваших собственных представлениях, а переносите на бумагу то, что перед вами. Вот это и есть суть рисования с натуры.
Этот же принцип реальности, наглядности работает и при обучении наших детей. Было бы неплохо всегда помнить о том, что наши дети — это настоящие люди, а не ученики, которых мы сами придумали себе, и не те образцы, которые мы помним из предыдущих лет или почерпнули из литературы. Это не означает, что у нас нет образовательных целей или что мы бездумно плывем по течению. Это означает, что наши усилия направлены не на реализацию собственных амбиций, схем и проектов, а на развитие реальной личности. Это означает то, что мы взаимодействуем не с абстракцией, а с живым конкретным человеком, ценим и по-настоящему любим это неповторимое Божье творение.
Мы должны помнить, что каждый ученик является человеком — ни больше ни меньше. И мы сами, и наши дети созданы по образу Божию и при этом поистине уникальны. Постарайтесь разглядеть эту уникальность своего ребенка, изучайте его каждый день, интересуйтесь его внутренним миром, общайтесь с ним и совершенствуйтесь в искусстве видеть того, кто перед вами! Не рисуйте воображаемое яблоко, рисуйте то, которое реально! И не учите искусственно созданную вами модель ребенка, а познайте и научите дитя, которое живет с вами под одной крышей!
==========================
Автор текста: Ольга Федотова
БЛОГ КБ — это площадка обмена знаниями и опытом любителей классического образования. Мнения авторов БЛОГА КБ могут не совпадать с официальной точкой зрения программы Классические беседы. Если Вы — любитель эпистолярного жанра и изучаете классическое образование, присылайте статьи в нашу редакцию на info@classical-conversations.ru с темой БЛОГ КБ.