Это отличная статья к прочтению и обсуждению с детьми возраста уровня «Вызов», чтобы начать разговор об академической честности летом, пока нет жёстких сроков выполнения работ.
Вы можете распечатать колонку с практическими советами для учащихся на «Вызове» и повесить рядом с рабочим местом вашего ребёнка.
===============================
Не так давно попался мне на глаза отрывок из книги Ричарда Коэна «Писать как Толстой: техники, приёмы и уловки великих писателей», который касался такого явления как «плагиат».
Почему-то вспомнились студенческие годы, когда все должны были писать дипломные работы, а вот как их писать – этому никто не учил. Возможно, нашу группу студентов от откровенного плагиата в разного рода письменных и исследовательских работах спасло развивающееся и молодое направление нашей специализации и не такое активное пользование Интернетом.
Однако к пятому курсу уже можно было найти разные рефераты и дипломные работы в Интернете: стоило немного потрудиться. Примерно в это же время в США началась «эпидемия» плагиата, согласно Коэну, когда известные колледжи страны стали выпускать руководства и памятки студентам, касающиеся плагиата и того, как правильно оформлять цитирование и приводить источники статей.
А в 2007 году Советом по качеству образования при Рособрнадзоре РФ было рекомендовано использование в ВУЗах программы «Антиплагиат». Так почему же нельзя проходить мимо этого явления и как поощрять академическую честность с самого раннего возраста?
Для того, чтобы говорить о каком-то предмете, следует ввести его определение. Согласно «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова «плагиат – выдача чужого произведения за своё или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем, литературное воровство».
Большая российская энциклопедия : «плагиат — (франц. plagiat, от лат. plagia¬tus – по¬хи¬щен¬ный), умыш¬лен¬ное при¬свое¬ние ав¬тор¬ст¬ва».
Справочник учебного процесса НИУ ВШЭ : «плагиат является одним из проявлений нарушения академических норм и определяется как использование в письменной работе чужого текста или иного объекта авторских прав, опубликованного в бумажном или электронном виде, без полной ссылки (то есть без указания имени автора и источника заимствования) или со ссылками, но так, что объём и характер заимствований ставят под сомнение самостоятельность выполненной работы или одного из её разделов.
Плагиат может осуществляться в двух видах:
а) дословное изложение чужого текста, полное использование иного объекта авторских прав,
б) парафраза – изложение чужого текста с заменой слов и выражений без изменения содержания заимствованного текста».
Проще говоря, плагиат означает выдачу чужих слов или идей за свои.
Существует два вида плагиата: сознательный (умышленный) и неумышленный.
Если первый вид означает преднамеренно украсть чьи-то слова и выдать их за свои собственные, то второй – неправильно ссылаться на приведённые в работе источники. Наиболее очевидный пример – это копирование и вставка текста с веб-сайтов или представление работы, которая в полном объёме была составлена электронным генератором или конструктором сочинений или скачана из базы данных письменных работ.
Это очевидное нарушение честности, когда кто-то копирует чью-то работу, чтобы сократить количество своих усилий на её написание и переработку. Менее очевидным, но более распространённым примером является ситуация, когда учащийся прикладывает усилия для гармоничного внедрения чужих идей в свою работу, но игнорирует при этом ссылки на автора, возможно по беспечности не ссылается на оригинал. В таких случаях учащиеся часто выражают чувство несправедливости: «Я не знал, что это плагиат! Как же я могу отвечать за то, о чём я не знаю?»
Можно объяснить это на примере получения водительских прав, когда для их получения человек обязуется исполнять определённые законы и правила, связанные с безопасностью движения как для водителя, так и для окружающих его участников дорожного движения.
Для того, чтобы права получить, вы учите все эти правила и сдаёте тест. Сев за руль, вы несёте ответственность за соответствие ваших действий актуальным правилам и законам, регулирующим дорожное движение. Никто не требует повторной сдачи теста каждый раз, как изменится какая-то норма закона, однако незнание закона не будет являться оправданием в случае нарушения ПДД.
Ignoratia juris non excusat — «Незнание не освобождает от ответственности». Вы можете не соглашаться с этими правилами или законами и, конечно, можете спорить с ними или работать над их изменением, но, если вы нарушите этих, то вы должны нести ответственность за последствия.
Аналогичная ситуация и с академическим сообществом: обучаясь в таком сообществе участники соглашаются следовать определённым принципам, предназначенным для поощрения творческого начала и добросовестного труда.
«Я не знал!» не сработает – это не извинение. Нужно просто помнить о том, что рядом есть люди, готовые и желающие помочь вопрошающему найти ответ. Лучшее время и возможность научиться академической честности – это время, проведённое в семье на семейном обучении. Результат не будет хуже, чем если этому учиться в стенах школы, а скорее всего даже лучше.
Начитанные учащиеся классического образования могут иметь искушение возразить вам, говоря о том, что древние писатели свободно заимствовали из других источников, особенно дословно.
В книге Коэна приведены интересные примеры плагиата, в частности, говорится о Шекспире, который был прекрасным рассказчиком, но только того, что услышал сам. Так почему мы не можем позволить себе делать это?
Справедливый вопрос. Возможно причины, приведённые далее, дадут ответ или подтолкнут к более глубокому размышлению над этим вопросом.
Во-первых, для того, чтобы найти правду, нужно понимать важность авторитета и изучаемых свидетельств. Кто является авторитетным источником по выбранной теме, и что говорят эти авторы? Приводя в работе цитаты, учащийся демонстрирует, что глубоко изучил и вник в тему. Это также раскрывает нравственный облик студента, помогая оценивающему работу понять, что учащийся – заслуживающий доверия, а потому убедительный докладчик.
Во-вторых, каждый из обучающихся проходит свой собственный путь в процессе становления самого себя и при выборе профессии вне зависимости от поля деятельности: собственное дело, искусство управления государством или политика, учёба или инженерное дело. Практикуя в обучении 5 канонов Риторики, обучающиеся по программе «Вызов» будут генерировать идеи, которыми стоит поделиться с другими. При этом академическая честность позволит детям по достоинству оценить и чужие идеи и обеспечит условия, когда их собственные идеи, выросшие из обобщения прочитанного, буду ясно различимы и попросту засияют в их работах.
В-третьих, и, пожалуй, это самое важное, задумайтесь вместе с детьми о том, насколько по-христиански по отношению к другим и по отношению к самому себе быть нечестными или небрежными в работе? Образовательный маршрут ваших детей в более старшем возрасте очень часто зависит от того, что они прочли. Возможно, они натолкнулись на сноску или ссылку в тексте, а может быть это была цитата, вдохновившая их на дальнейшее изучение какой-то темы. А это значит, что тщательное цитирование в эссе и исследовательских работах может помочь тем, которые придут после: кому-то правильно оформленные цитаты помогут найти ответ в своё время или вдохновят искать дальше.
Мы говорили о плагиате и о том, почему эта тема так важна, но более важный вопрос для учащихся и родителей: как избежать плагиата? Предположим, учащийся не хочет отступать от своих принципов быть честным в обучении, но что если он загнан в жёсткие временные рамки по проекту? Что если он не понимает, как эту тему переработать и как выдать свои умозаключения и мысли? Возможно ему не хватает объёма прочитанного, чтобы высказаться на этот счёт? В колонке ниже можно найти практические советы и подсказки, которые помогут детям в работе, но надо подумать ещё вот над чем: может быть причина вышеприведённых вопросов – это страх? Страх непонимания, страх ошибки, страх провала, страх временных рамок. Помогите понять вашим детям, что и семья, и сообщество хотят их успеха, хотят помочь им в преодолении сложностей и испытаний на пути обучения и взросления. Объясните детям, что не стыдно попросить о помощи. Даже нужно это делать! Будьте открыты к тому, чтобы услышать, принять и разделить этот страх с детьми, и тогда страх не сможет победить и сломить принципы честности, которые было вложены в ваших детей. И Viam supervadet vadens — «дорогу осилит идущий».
Практические советы для учащихся на семейном обучении:
• Управляйте своим временем. Плагиат очень заманчив именно тогда, когда вы ограничены во времени и испытываете стресс.
• Если у вас есть сложности с заданием, поговорите с родителями. Поговорите с директором-ведущим программы «Вызов». Поговорите с директором сообщества. Вместе вы сможете составить план, чтобы выполнить задание или энергично взяться за дело.
• Устройте мозговой штурм (придумывайте!) перед началом исследования, чтобы позволить вашим мыслям раскрыться.
• Заучите наизусть «грамматику» академической честности: плагиат, перефразирование, общедоступные сведения, «лоскутное» письмо и проч. термины. Если есть вопросы – задавайте.
• Изучите, как правильно приводить цитаты. Можно воспользоваться для этого рекомендациями ВУЗов, например, «Правилами оформления ссылок и цитат в докладах и исследовательских работах» Высшей школы экономики .
• Когда вы делаете заметки при копировании чего-то слово в слово всегда открывайте кавычки и указывайте источник цитаты. Не полагайтесь на свою память, чтобы быть уверенным, где прямая фраза, а где ваша собственная интерпретация.
• Если вы не собираетесь приводить прямую цитату непосредственно из книги, закройте книгу. Не держите её открытой перед глазами, когда начнёте писать.
• Записывайте полный источник информации (автор, заголовок, веб-страница, издательство, дата) каждый раз, как вы решили использовать что-то из него. Намного легче сразу отметить себе эту информацию, чем потом выискивать и вспоминать, откуда была взята цитата.
• Учитесь переформулировать или перефразировать цитаты, переписывая их по два-три раза, избегая повторов каждый раз. Это как играть в «Испорченный телефон». Каждый раз результат будет всё меньше походить на оригинал.
• Включайте в библиографию источник информации даже тогда, когда вы просто перефразировали информацию. Слова могут быть вашими собственными, но идея всё-таки проистекает откуда-то ещё.
• Используйте онлайн программы, например, Text.ru (https://text.ru/antiplagiat) или AntiPlagiat.ru (потребуется регистрация). Можно найти ещё много различных программ и веб-страниц, которые могут проверить текст на плагиат бесплатно либо за не очень большую плату.
И, наконец, осмотрительность и тщательная проверка – лучшая защита от непреднамеренного плагиата.
==========================
Автор текста: Мария Ротарь
БЛОГ КБ — это площадка обмена знаниями и опытом любителей классического образования. Мнения авторов БЛОГА КБ могут не совпадать с официальной точкой зрения программы Классические беседы. Если Вы — любитель эпистолярного жанра и изучаете классическое образование, присылайте статьи в нашу редакцию на info@classical-conversations.ru с темой БЛОГ КБ.